Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:52, контрольная работа
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест.
Гос
политика занятости
России
1. Введение.
На
протяжении многих десятилетий политика
управления трудовыми ресурсами
в СССР отталкивалась не от интересов
человека, а от потребностей, определяемых
общей направленностью
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов.
2. Причины безработицы и ее формы.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:
1.
Структурные сдвиги в
2.
Экономический спад или
3.
Политика правительства и
4.
Сезонные изменения в уровне
производства в отдельных
5.
Изменения в демографической
структуре населения, в
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
3. Определение полной занятости.
Полная
занятость не означает абсолютного
отсутствия безработицы. Экономисты считают
фрикционную и структурную
Полный,
или естественный, уровень безработицы
возникает при
4. Безработица как социально – экономическое явление.
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
В
этой связи одной из функций государства
становится регулирование занятости,
устранение негативных последствий
безработицы. В частности, в каждом
городе или районе созданы центры
занятости, которые выполняют следующие
функции: выплачивают пособия по
безработице, помогают безработным
найти работу, ведут переобучение
новым, пользующимся спросом профессиям.
В этих центрах оказывается и
психологическая помощь людям, оставшимся
без работы. Государство, кроме того,
может оказывать финансовую поддержку
тем предприятиям, где планируется
массовое увольнение, с целью сохранения
или модернизации рабочих мест. Далее,
государство может вводить
Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно "амортизировать" её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.
Известный
исследователь в области
В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятости потребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. В конце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось пять безработных.
Уменьшение
числа занятых в регистрируемой
сфере общественного
Официально
признанная в начале безработица 90-х
годов стала реальностью
5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых,
формирование оптимальной профессионально-
В-третьих,
необходимость интеграции России в
международную систему
Государство
на рынке труда должно осуществлять
систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и
качественные аспекты развития и
потребления работников, достижение
большего соответствия их профессиональной
подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время
появились новые противоречия, такие
как противоречия между достигнутым
уровнем образования и
6. Политика занятости и регулирования рынка труда
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
В
“Федеральной целевой программе
содействия занятости населения
РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость
обеспечения в ближайшей
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
Информация о работе Государственная политика занятости России