Государственная политика занятости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест.

Файлы: 1 файл

Гос политика занятости России.docx

— 32.33 Кб (Скачать файл)

  К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • развитие гибких форм занятости;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

  улучшение качества рабочей среды, включая  вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

  развитие  и повышение эффективности программных  услуг, реализуемых через государственную  службу занятости населения и  направленных на предотвращение безработицы  и возвращение лиц, не имеющих  работу, к активному труду

  Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

  На  макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

  1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

  2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

  3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

7. Государственная  система занятости:  структура, основные  направления развития  на современном  этапе.

  В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный  Фонд занятости населения (ГФЗН), в  каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  фонды и службы занятости, а в  городах и населенных пунктах, а  также в крупных сельских пунктах  существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной  службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

  Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

  Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

  Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства.

  Служба  занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

  1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
  9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
  10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
  11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
  12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

 

  Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и  реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств  ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся  в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его  территориальных органов.

  Кроме того, служба занятости имеют право  хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные  государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие  в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

  Средства  фонда занятости  направляются на:

  1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
  2. организацию общественных работ;
  3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;
  4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
  6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
 

  Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно  как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

  Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

  Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым  переходящим остатком ), а в структуре  расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

8. Заключение.

  Государственный сектор экономики в настоящее  время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь  образующиеся организационные структуры  не поглощают полностью избыток  рабочей силы, высвобождаемой с государственных  предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

  Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В  связи с банкротством предприятий  происходит массовое высвобождение  работников.

  Повышаются  требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь  принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников  учебных заведений.

  Государство должно уделять особое внимание проблемам  занятости.

  Ориентация  государственной политики в области  регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз  их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения  кризисных ситуаций, смягчение напряженности  на рынке труда.

  Долгосрочные  прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе  большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста  занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости  в сфере услуг. Сократится занятость  в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней  заработной платы изменится в  пользу прогрессивных отраслей. Безработица  сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных  рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение  самостоятельной активности людей  на рынке труда) можно ожидать  повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства  безработных и сокращения средних  сроков пребывания людей в статусе  безработного. Безработица будет  носить в основном структурно –  технологический и фрикционный  характер, увеличиваясь во время циклических  спадов производства.

  В более отдалённой перспективе следует  ожидать новых перемен в отраслевой структуре занятости, обусловленной  технологическими сдвигами. Увеличится занятость в “экологических”  отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля “домашних” рабочих  мест, основанных на компьютерных технологиях  и соответствующих средствах  связи. Будет сокращаться продолжительность  рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области  экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и  ряде других мест. Возрастёт общий  уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится к показателям наиболее развитых стран. 

Информация о работе Государственная политика занятости России