К
ключевым интегрированным направлениям
действий Правительства РФ по решению
проблем занятости относится:
- преодоление
дефицита рабочих мест посредством проведения
сбалансированной инвестиционной и налоговой
политики, стимулирующей более полное
использование имеющихся рабочих мест,
развитие малых предприятий, направление
капитальных вложений как в перспективные
развивающиеся отрасли, так и в отрасли
традиционной занятости;
- экономическое
стимулирование развития предпринимательства,
малого и среднего бизнеса, индивидуальной
предпринимательской деятельности, прежде
всего, в регионах с напряжённой ситуацией
на рынке труда;
- оптимизация
масштабов занятости в негосударственном
секторе экономики, обеспечение государственного
контроля за соблюдением трудового законодательства
в этой сфере;
- разработка
специальной программы по стабилизации
занятости в регионах с напряжённой ситуацией
на рынке труда;
- развитие гибких
форм занятости;
- последовательная
стабилизация уровня жизни, усиление адресной
социальной поддержки населения, направленной
в том числе на снижение потребности в
работе, которая имеется у отдельных социальных
групп населения;
- дальнейшее
развитие системы непрерывного образования
как наиболее прогрессивного средства
формирования высокого качества рабочей
силы;
улучшение
качества рабочей среды, включая
вопросы условий труда, зарплаты
и использования рабочего времени;
- сокращение
кадрового потенциала высококвалифицированных
работников, эффективное использование
рабочих мест;
- проведение
взвешенной миграционной политики, направленной
на позитивное территориальное перемещение
населения, обустройство мигрантов, защиту
российского рынка труда;
развитие
и повышение эффективности программных
услуг, реализуемых через государственную
службу занятости населения и
направленных на предотвращение безработицы
и возвращение лиц, не имеющих
работу, к активному труду
Государственное
регулирование рынка труда целесообразно
рассматривать как многоуровневый
процесс. В обобщённом виде иерархию
процесса можно представить в
виде трёх уровней:
макроуровня, регионального
уровня и микроуровня.
На
макроуровне высшие органы законодательной
и исполнительной власти призваны решать
следующие основные задачи:
1.
Согласование финансово
– кредитной, структурной,
инвестиционной, внешнеэкономических
политик с системой
целей регулирования
рынка труда. К этой задаче относятся
вопросы принятия решений о государственных
заказах и закупках продукции, в первую
очередь оборонного, инфраструктурного,
экологического и социального назначения,
о государственных инвестиционных программах,
дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых
льготах, направленных на поддержание
и развитие производства в приоритетных
отраслях. Особая задача - регулирование
внешнеэкономических связей в интересах
занятости.
2.Согласование
социальной, демографической,
миграционной политик
с целями и приоритетами
регулирования рынка
труда. В число задач этого блока входят
минимизация оттока квалифицированных
кадров за рубеж, ограничение нежелательных
и нелегальных форм иммиграции, содействие
занятости зарегистрированных беженцев
и вынужденных переселенцев, регулирование
доходов, рассматриваемых в данном контексте
как цена труда.
3.
Политика трудоустройства
и социальной поддержки
незанятого населения. В число задач
данного блока входят организационное
развитие Министерства труда и социального
развития, в том числе службы занятости
и других структур. Основой данного блока
является политика Министерства труда
и социального развития (службы занятости)
на рынке труда.
7.
Государственная
система занятости:
структура, основные
направления развития
на современном
этапе.
В
основе государственной системы
занятости лежит сеть служб и
фондов занятости различных уровней.
На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в
каждом из субъектов Федерации существуют
региональные или республиканские
фонды и службы занятости, а в
городах и населенных пунктах, а
также в крупных сельских пунктах
существую местные службы занятости.
Структурные подразделения федеральной
службы занятости подчиняются соответствующим
вышестоящим органам и органам
исполнительной власти. Функции, права,
обязанности службы занятости нацелены
на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы
службы занятости на безвозмездной
основе предоставляют органам государственной
статистики, налоговым органам и
получают от них сведения, необходимые
для выполнения своих функций. Службы
занятости имеют право запрашивать
на безвозмездной основе у органов
исполнительной власти, у предприятий,
организаций, учреждений все сведения,
необходимые для разработки программ
занятости.
Органы
служб занятости на основе прогнозов
экономического развития с участием
работодателей и представителей
трудящихся разрабатывают программы
занятости, которые после согласования
утверждаются представителями соответствующих
органов власти. Органы исполнительной
и представительной власти вместе со службами
занятости контролируют реализацию принятых
программ.
Взаимодействие
служб занятости с предприятиями
- работодателями, работниками или
их представителями - строится на принципах
социального партнерства.
Служба
занятости наделена
широким кругом прав
и обязанностей:
- анализировать
и прогнозировать состояние рынка труда;
- вести учет
свободных рабочих мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
- информировать
обращающихся работников и работодателей
о возможности получения работы и обеспечения
рабочей силы;
- оказывать гражданам
помощь в подборе подходящей работы, а
работодателям - в подборе необходимых
работников;
- организовывать
профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации граждан в учебных
заведениях службы занятости и других
учебных заведениях;
- оказывать услуги
в профессиональной ориентации и трудоустройстве,
высвобождаемым работником и другим категориям
населения;
- регистрировать
безработных и оказывать им помощь в пределах
своей компетенции;
- разрабатывать
республиканские и региональные программы
занятости;
- подготавливать
предложения об использовании труда иностранных
работников, привлекаемых на основе межправительственных
соглашений;
- оплачивать
стоимость профессиональной подготовки
и переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой профессии, также
выплачивается стипендия за период учебы;
- выдавать, в
соответствии с законом, пособие по безработице,
устанавливать к ним надбавки с учетом
иждивенцев и других обстоятельств;
- публиковать
статистические данные о состоянии рынка
труда.
Все
услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются
бесплатно. Финансирование мероприятий,
связанных с разработкой и
реализацией государственной политики
занятости, происходит за счет средств
ГФЗН, которые являются государственной
федеральной собственностью и находятся
в оперативном управлении и распоряжении
Госкомстата РФ, а также его
территориальных органов.
Кроме
того, служба занятости имеют право
хранить средства ГФЗН на депозитных
счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные
государственные ценные бумаги. Доходы
от такой деятельности, поступающие
в фонд занятости, освобождаются
от налогообложения и направляются
на цели социальной защиты населения
Средства
фонда занятости
направляются на:
- оплату расходов
по профессиональной ориентации, профессиональной
подготовки и переподготовки безработных,
включая выплату им стипендий;
- организацию
общественных работ;
- выплату пособий
по безработице и материальной помощи;
- возмещение
затрат пенсионному фонду в связи с назначением
досрочных пенсий безработным;
- мероприятия
по созданию и сохранению рабочих мест;
- расходы по
анализу рынка труда, разработке программ
занятости, информационного обеспечения,
рекламы, научно - исследовательской деятельности
и на содержание органов занятости.
Федеральная
служба занятости, имея централизованное
финансирование, оказывает услуги бесплатно
как гражданам, так и работодателям,
пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономически активного населения,
сложившимся уровнем и структурой
занятости, инвестиционной активностью
и привлекательностью территории, характером
поддержки предприятий федеральными
и региональными органами власти
и управления. Эта поддержка должна
носить выборочный характер и определяться
приоритетами структурной перестройки
экономики на федеральном и региональном
уровнях, обеспечиваемыми средствами
из соответствующих бюджетов. Меры
по преодолению временных финансовых
затруднений предприятий должны
стать стержнем региональных программ
и финансироваться за счет средств
фонда занятости населения с
целью сохранения или увеличения
рабочих мест на том или ином предприятии,
особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая
политика занятости становится активной
тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения ( ГФЗН
) используются в полной мере ( с необходимым
переходящим остатком ), а в структуре
расходов преобладают финансирование
затрат на сохранение рабочих мест
и создание дополнительных, предоставление
субсидий для организации собственного
дела, покрытие затрат на профессиональное
обучение, переподготовку и профориентацию.
8.
Заключение.
Государственный
сектор экономики в настоящее
время не только сокращает свои масштабы,
но и утрачивает однородность. Вновь
образующиеся организационные структуры
не поглощают полностью избыток
рабочей силы, высвобождаемой с государственных
предприятий. Это приводит к сокращению
общего числа рабочих мест, а следовательно:
снижению спроса на рабочую силу.
Широкое
распространение получила неполная
занятость, вынужденные отпуска. В
связи с банкротством предприятий
происходит массовое высвобождение
работников.
Повышаются
требования работодателей к уровню
квалификации работающих и вновь
принимаемых на работу. Сокращается
возможность трудоустройства молодежи;
женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся
из мест лишения свободы; выпускников
учебных заведений.
Государство
должно уделять особое внимание проблемам
занятости.
Ориентация
государственной политики в области
регулирования рынка труда, отслеживание
процессов в сфере труда, прогноз
их развития должны быть направлены прежде
всего на предупреждение возникновения
кризисных ситуаций, смягчение напряженности
на рынке труда.
Долгосрочные
прогнозы и концепции развития трудовой
сферы ещё нуждаются в разработке.
Но предварительно можно предположить,
что в после кризисной перспективе
большинство отклонений российской
ситуации от положения в развитых
странах должно быть постепенно сглажено.
Восстановятся тенденции роста
занятости в прогрессивных отраслях
экономики. Продолжится рост занятости
в сфере услуг. Сократится занятость
в добывающей промышленности, сельском
хозяйстве. Соотношение уровней
заработной платы изменится в
пользу прогрессивных отраслей. Безработица
сохранится примерно на нынешнем уровне,
однако характер её изменится: станет
меньше безработных специалистов, больше
незанятых малоквалифицированных
рабочих. В случае проведения активной
политики занятости (и повышение
самостоятельной активности людей
на рынке труда) можно ожидать
повышения эффективности систем
переподготовки и трудоустройства
безработных и сокращения средних
сроков пребывания людей в статусе
безработного. Безработица будет
носить в основном структурно –
технологический и фрикционный
характер, увеличиваясь во время циклических
спадов производства.
В
более отдалённой перспективе следует
ожидать новых перемен в отраслевой
структуре занятости, обусловленной
технологическими сдвигами. Увеличится
занятость в “экологических”
отраслях, информационных технологиях.
Возрастёт доля “домашних” рабочих
мест, основанных на компьютерных технологиях
и соответствующих средствах
связи. Будет сокращаться продолжительность
рабочей недели и величина рабочего
времени среднего занятого россиянина.
Изменится структура подготовки
кадров специалистов. Уменьшится доля
инженерных специальностей. Увеличится
подготовка специалистов в области
экономики и управления, социологии
и социальной работы, психологии и
ряде других мест. Возрастёт общий
уровень образования населения,
в том числе доли лиц с высшим
образованием, учёной степенью. Средняя
продолжительность обучения россиянина
трудоспособного возраста приблизится
к показателям наиболее развитых стран.