Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:56, реферат
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью. Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.
Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений
Законодательная база
Нормативная база ГСИ
Метрологический надзор
Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Вопросы:
1. Понятие,
назначение и структура
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью.
Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.
Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:
Назначение ГСИ - управление, контроль и координация деятельности по ОЕИ в масштабах страны, направленные на охрану прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также государства путем защиты их от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
До принятия в 1993 г. ФЗ ОЕИ основными НДами ГСИ были государственные стандарты. Разработка ГСИ началась в 1960-х гг. Первые основополагающие стандарты были приняты в 1970 г., например ГОСТ 16263-70 «ГСИ. Метрология. Термины и определения».
После этого в 1970-1980-х гг. было разработано и утверждено более 20 стандартов, которые создали нормативную базу ГСИ. Однако до 1993 г. отсутствовала законодательная база метрологии, хотя во многих зарубежных странах такая база уже существовала. Так, метрологическая деятельность в Японии регламентируется законом «Об измерениях», в США - Конституцией, законами «О фасовке и хранении товаров» и «О метрической системе», во Франции - Законом «О метрической системе и поверке средств измерений», в Великобритании - Законом «О мерах и весах», в Германии - Законом «Об измерительном деле и поверке» и т.д.
Необходимость применения законодательного принципа управления была обусловлена в определенной мере переходом к рыночным отношениям, на первом этапе развития которых провозглашалась полная свобода предпринимательской деятельности. В этих условиях чрезвычайно важным было сохранение государственного управления и контроля за ОЕИ.
В июне 2008 г. был принят новый ФЗ ОЕИ, в который включены новые нормы и требования, в том числе и к структуре ГСИ.
Таким образом, структура ГСИ представлена федеральными законами, составляющими законодательную базу, основополагающими государственными стандартами и другими НДами, определяющими нормативную базу. Структура ГСИ приведена на рис. 2.10.
Государственная система ОЕИ включает три подсистемы: правовую, техническую и организационную.
Правовая подсистема имеет законодательную и нормативную базы, которые устанавливают обязательные требования, а также требования на добровольной основе к объектам, субъектам, средствам, методам метрологической деятельности необходимым для ОЕИ.
Нормативная база ГСИ насчитывает почти 3000 НД, а законодательная - три закона (см. рис. 2.10).
Техническая подсистема состоит из межгосударственных, государственных эталонов и шкал измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, средств измерений, используемых при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора, научно-исследовательских, испытательных, эталонных, калибровочных и измерительных лабораторий.
Организационная подсистема представлена метрологическими службами: государственными и юридических лиц.
2. Законодательная база ГСИ представлена Конституцией РФ, ФЗ ОЕИ, ФЗ (ст. 6, 7), а также Гражданским кодексом РФ (ст. 465, п. 1), с помощью которых реализуется законодательный принцип управления.
Важнейшее значение в совершенствовании
ГСИ играет ФЗ ОЕИ, который устанавливает
правовые основы ОЕИ в России, регулирует
отношения государственных
Цели и сфера действия названного Закона определены в ст. 1 (самостоятельно)
«1. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) установление правовых основ ОЕИ в РФ;
2) защита прав и законных
интересов граждан, общества и
государства от отрицательных
последствий недостоверных
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию
экономики РФ и научно-
2. ФЗ ОЕИ регулирует
отношения, возникающие при
3. Сфера государственного
регулирования ОЕИ
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
З) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по
обеспечению безопасных
6) осуществления производствен контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатация опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций;
9) оказании услуг почтовой
связи и учете объема
10) осуществлении деятельности
в области обороны и
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
13) проведении банковских,
налоговых и таможенных
14) выполнении работ по
оценке соответствия
15) проведении официальных
спортивных соревнований, обеспечении
подготовки спортсменов
16) выполнении поручений
суда, органов прокуратуры,
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
4. К сфере государственного
регулирования ОЕИ относятся
также измерения,
5. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ и законодательством РФ о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по ОЕИ устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ.
7. Особенности ОЕИ при
осуществлении деятельности в
области обороны и
Объектами ФЗ ОЕИ являются:
- общие положения, раскрывающие
основные понятия и
требования к единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений (гл. 2);
государственное регулирование в области ОЕИ, которое включает формы госрегулирования ОЕИ (гл. 3);
- калибровка средств измерения (гл. 4);
- аккредитация в области ОЕИ (гл 5);
- Федеральный фонд по ОЕИ (гл. 6);
- организационные основы ОЕИ (гл. 7);
- ответственность за нарушения законодательства об ОЕИ (гл. 8);
- финансирование в области ОЕИ (гл. 9).
Многие из указанных объектов ФЗ ОЕИ рассмотрены в предыдущих тема, так как они одновременно являются и объектами метрологической деятельности. В этой теме будут рассмотрены метрологические НД, государственный контроль и надзор за ОЕИ.
В ФЗ ОЕИ четко определяется
компетенция органов
Кроме того, наряду с ранее
регламентируемыми
Гл. 8 ФЗ ОЕИ регламентирует ответственность:
- юридических лиц, их
руководителей и работников, а:
также индивидуальных
- должностных лиц (ст.24).
Юридические лица, их руководители и работники, а также индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства РФ об ОЕИ, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и/или не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
За нарушения законодательства РФ об ОЕИ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области ОЕИ, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Информация о работе Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)