Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью. Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Содержание работы

Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений
Законодательная база
Нормативная база ГСИ
Метрологический надзор
Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

Файлы: 1 файл

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).doc

— 822.50 Кб (Скачать файл)

Действия (бездействие) должностных  лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ. Обжалование  действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Конкретные санкции в  отношении нарушителей определяются соответствующими кодексами, а также  подзаконными актами.

Финансирование работ по ОЕИ, согласно ФЗ ОЕИ, подразделяется на обязательное государственное и добровольное заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Обязательному государственному финансированию подлежат:

• разработка, совершенствование, хранение и применение государственных первичных и рабочих эталонов единиц величин;

• фундаментальные исследования в области метрологии;

• работы, связанные с деятельностью государственных научных метрологических центров (Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов);

• содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов Государственной метрологической службы;

• разработка утверждаемых Ростехрегулированием НДов по ОЕИ;

• выполнение работ по государственному метрологическому надзору.

За счет средств  федерального бюджета финансируются  расходы:

• на проведение сличения Государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;

• уплату взносов РФ в международные организации по метрологии

• создание и ведение Федерального информационного фонда по ОЕИ;

• оплату работ привлекаем на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области ОЕИ, экспертов но аккредитации (ст. 25).

Оплате метрологических работ и услуг, оказываемых государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Ростехрегулирования, подлежат следующие их виды:

• испытания для последующего утверждения типа средств измерений;

• поверка и калибровка средств измерений;

• лицензирование деятельности по изготовлению ремонту, продаже и прокату средств измерений;

• аттестация методик выполнения измерений;

• экспертиза НДов;

• аккредитация метрологических служб и лабораторий;

• прочие услуги и работы.

Ст. 465 «Количество товаров» ГК РФ гласит: «Количество товара, подлежащего  передаче покупателю, предусматривается  договором купли-продажи в соответствующих единицах измерений или в денежном выражении».

В ст. 6 ФЗ указывается, что  одной из целей разработки технических регламентов является ОЕИ, а в ст. 7 в перечне обязательных требований наряду с различными видами безопасности указывается единство измерения.

Кроме того, согласно ФЗ в  сферу законодательной метрологии будет включено ОЕИ при разработке и реализации технических регламентов.

3. Нормативная  база ГСИ - комплекс НДов, устанавливающих метрологические нормы, правила и характеристики по ОЕИ, имеющие обязательную силу на территории РФ.

Основу нормативной базы ГСП составляет согласно ст. 20 ФЗ ОЕИ  Федеральный информационный фонд по ОЕИ. Он образуется нормативными правовыми актами РФ, НДами, информационными базами данных, международными документами, международными договорами РФ в области ОЕИ, сведениями об аттестованных методиках (методах) измерений, единым перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования ОЕИ, сведениями государственных эталонах единиц величин, а также об утвержденных типах стандартных образцов и результатах поверки средств измерений. Ведение этого фонда организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в области ОЕИ.

НДы по ОЕИ - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке межгосударственные стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

НДы ГСИ утверждаются в  основном Ростехрегулированием, но допускается  их утверждение и заинтересованными  государственными органами управления, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Стандарты ГСП подразделяются на основополагающие организационно-технические или базовые, и рабочие. Все они относятся к категории национальных стандартов (государственных - ГОСТ Р и межгосударственных - ГОСТов).

Объектами основополагающих стандартов ГСИ являются термины и определения в области метрологии, физических величин, нормируемые метрологические средств измерений классы точности, например: ГОСТ Р. 8.000-2000 «Государственная система ОЕИ. Основные положения»; ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методика выполнения измерений»; ГОСТ 8.579-2002 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте».

Объектами рабочих  стандартов ГСИ служат методики выполнения измерений, математическая обработка их результатов, поверочные схемы и др., например ГОСТ 8.563-96.

Правила (ПР) - НДы, устанавливающие обязательные метрологические требования и утверждаемые Ростехрегулирования.

Объекты правил - порядок осуществления метрологического надзора, поверки средств измерений, проведен испытаний утверждение типа средств измерений, а также аккредитации метрологических служб. Правилам по метрологии присваивают следующие обозначения: ПР 50.2…, например:

- ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка  средств измерений Организация  и порядок проведения»;

- ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок  осуществления государственного  метрологического надзора за  количеством товаров, отчуждаемых  при совершении торговых операций».

Рекомендации (МИ) - НДы, устанавливающие метрологические нормы и характеристики, разрабатываемые государственными научными метрологическими центрами и утвержденные руководством этих центров. В отличие от правил рекомендации носят необязательный, рекомендательный характер.

Объекты рекомендаций - термины и определения в области метрологии, система сертификации средств измерений, метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц, критерии выбора методов и средств измерений, метрологическая экспертиза технических документов и др., например:

- МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ»;

- МИ 2267-93 «ГСИ. Обеспечение  эффективности измерений при  управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической  документации».

Правила по метрологии разрабатываются при необходимости детализации обязательных требований основополагающих стандартов, а рекомендации - при целесообразности предварительной проверка на практике неустоявшихся, не ставших типовыми положений, порядков, методов до разработки соответствующих правил или стандартов. Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования стандартов.

4. Метрологический  надзор

Государственный метрологический надзор (ГМН) - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения установленных обязательных метрологических требований.

Обязательные  метрологические требования - метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами РФ и обязательные для соблюдения на ее территории РФ (ФЗ ОЕИ, п. 15, ст. 2).

Метрологический надзор является одной из форм государственного регулирования  в области ОЕИ. К другим формам относятся рассматриваемая ранее  проверка средств измерений, а также  утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, метрологическая аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридически лиц и индивидуальных предпринимателей для выполнения работ или оказания услуг в данной области.

Последние из перечисленных  форм не рассматриваются, так как эти сведения для студентов нашего профиля не имеют практической значимости.

Государственный метрологический  надзор осуществляется:

• за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования ОЕИ к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию РФ, продаже и применении на ее территории;

• наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

• соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения. ( ФЗ ОЕИ, п. 1, ст. 15).

Государственный метрологический надзор за количеством  фасованных товаров в упаковках  любого вида при их расфасовке и  продаже осуществляет с учетом требований ГОСТ 8.579-02.

Под фасованными товарами в упаковках следует понимать товары, которые упаковываются в  отсутствие покупателя. При этом содержимое упаковки не может быть изменено без  ее вскрытия или деформирования, а  масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащего в упаковке товара, должны быть обозначены на упаковке. При проведении надзора проверяют соответствие действительных значений количественных характеристик фасованных товаров аналогичной информации, указанной на их маркировке с учетом допускаемых отклонений. Допускаемые отклонения по массе, объему, длине и другим величинам некоторых фасованных товаров устанавливаются в стандартах и иным НДах. Однако такие нормы допускаемых отклонений установлены не на все группы фасованных товаров, поэтому стоит задача разработка недостающих норм.

Согласно указанному стандарту, номинальное количество Фасованного  товара, в том числе и отдельных  его частей (твердой и жидкой - заливочной жидкости) должно быть указано на маркировке фасованного товара. Продавец обязан проставлять цену не только за единицу фасованного товара, но и за килограмм.

В ГОСТ 8.579-02 вводится понятие  «фальшивой упаковки», к которой  относится упаковка более чем  на 30 % незаполненная товаром, однако своим внешним видом создающая ложное представление о действительном количестве содержимого. По нашему мнению, фальшивая упаковка фасованных товаров может быть идентифицирована как количественная фальсификация. Наиболее часто такие упаковки встречаются у шоколадных наборов конфет, парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии. Кроме того, в стандарте введено понятие «предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто упаковочной единицы (Т)». Это максимальное количество недовложений продукта в упаковочную единицу, при которой возможна ее реализация Значение Т устанавливается в зависимости от номинального количества нетто (М). Чем больше масса нетто, тем ниже значение Т. Так, при М от 100 до 200 г (или мл) Т = 4,5 %, при М от 1000 - Т = 1,5 %.

Предел допускаемых отклонений (+) устанавливается также в соответствующих стандартах на отдельные виды пищевых продуктов (алкогольные, безалкогольные и слабоалкогольные напитки; свежие овощи, предназначенные для реализации и т.п.).

Объектом метрологического надзора служат отдельные упаковки, а также партии фасованных товаров. К последним предъявляются следующие требования:

  • средняя масса или объем нетто партии должны быть не менее номинального количества, указанного на упаковке;
  • в партии фасованных товаров в упаковках не должно быть ни одной упаковочной единицы, у которой отрицательное отклонение содержимого нетто от номинального количества превышает двойной предел допускаемых отрицательных отклонений, регламентируемый стандартом;
  • недовложения могут иметь только не более 2,5 % всего количества упаковок более допускаемых отрицательных погрешностей.

Соответствие  количества фасованных товаров в  упаковках установленным требованиям  может быть подтверждено знаком «Ф». Однако из-за непроработанности процедуры подтверждения соответствия и маркирования эта норма практически не работает.

Метрологический надзор за количеством фасованных товаров  осуществляют органы Государственной  метрологической службы (чаще всего  ЦСМ) в порядке плановых проверок. При этом орган ГСМ информирует проверяемое предприятие не позднее, чем за трое суток о календарных сроках проведения проверок. Внеплановые (внеочередные) проверки проводятся без предварительного уведомления предприятия. После принятия соответствующих технических регламентов этот надзор будет осуществляться с учетом их требований.

Надзор за количеством  товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, проводят должностные лица органов ГМС в форме контрольных закупок.

Нарушениями метрологических  правил и норм считаются:

1) отчуждение меньшего  количества товара по сравнению  с заявленным для продажи (обмер,  обвес). Расхождение между заявленным  количеством, полученным при контрольном  измерении, не должно превышать  норм, установленных правилами торговли. При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей средств измерений, применяемых продавцом и госинспектором;

Заявлением является любое  утверждение как устное, так и  письменное, относящееся к количеству товара, выраженному в единицах величин.

Информация о работе Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)