Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:28, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
Достижению поставленной цели (ее детализации) отвечает решение следующих задач,
- определение сведений, могущих быть отнесенными к категории государственная тайна, определение этого понятия,
- определение правовых основ регулирования отношений в области защиты государственной тайны.
- изучение административного режима защиты государственной тайны, сформировавшегося в соответствии с нормативной базой
Введение………………………………………………….стр. 3
1. Понятие государственной тайны…………………….стр. 4
2. Законодательство России о государственной тайне...стр. 11
3. Система защиты государственной тайны……………стр. 14
Заключение………………………………………………..стр. 24
Список используемой литературы………………………стр. 25
3) сведения в области
внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической
деятельности Российской
4) сведения в области
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
Государство, природа которого во многом неоднозначна и противоречива, грани его располагаются где то между так называемой общесоциальной сущностью (во благо всего общества) и классовой (выражающей силу и господство одного класса над другим), своим неотъемлемым элементов имеет право, правовую настройку, иначе именуемую законодательство. право, будучи в целом объективным, вытекающим из объективной необходимости упорядочения, регламентирования отдельных отношений в обществе, и законодательства, выражающее взгляды и убеждения тех должностных лиц, которые причастным к его принятию и применению, а потому более субъективное, не обошло стороной и такую важную грань человеческой жизни как безопасность государства и общества, обеспечиваемую, в том числе и сохранением в тайне тех сведений, которые составляют государственную тайну.
Закон о государственной
тайне в статье третьей определил
состав этого законодательства. Законодательство
Российской Федерации о государственной
тайне основывается на Конституции
Российской Федерации, Законе Российской
Федерации "О безопасности" и
включает нормы этого Закона, а
также положения других актов
законодательства, регулирующих отношения,
связанные с защитой
Конечно, в данном случае
речь идет о нормативно - правовых актах,
акты индивидуального регулирования,
акты применения права часть законодательства
не являются, но все же оказывают
порой значительную роль на принятие
конкретного решения, в первую очередь
это судебные решения. Концепция
судебного прецедента в целом
не характерна для российского
· Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
· Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны";
· Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
· Приказ Минюста РФ от 04.02.2005
N 10 "Об утверждении инструкции по
организации работ по оформлению
допуска к государственной
Всего отношения в этой
сфере регламентируют около 30 нормативных
актов федерального значения. Термин
Государственная тайна
Итак, можно сделать вывод о том, что существуют такого рода сведения, разглашение которых не отвечает интересам безопасности государства в первую очередь, его институтов, поскольку ущерб от их распространения может привести к существенным потерям и стать препятствием в сохранении прогрессивном развитии личности, общества и государства.
Закон закрепляет как собственно перечень сведений, могущих быть отнесенными к государственной тайне, так и, что так же важно, принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Тем самым, воплотив идею, закрепленную в Конституции РФ и максимально возможно гарантирующую интересы как общества (его формирования и отдельных членов), так и государства. Их количество невелико, однако же, значение, обусловленное, в том числе и уровнем их абстрактности и формальности таково, что вмещает в себя нормы всего законодательства о государственной тайне. Это принципы законности, обоснованности и своевременности. Легальное их содержание таково. Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона о государственной тайне и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. (т.е. перечиню сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих отнесения к таковой и соответственно засекречиванию). Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. Таковы требования Закона.
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ
Существо государственной тайны, необходимость сохранения ее в тайне, потребовало принятия целого комплекса мер, названного в Законе "система защиты государственной тайны" и включающее не только собственно меры (к примеру, такую процедуру как допуск). Официально оно звучит следующим образом: система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Все эти компоненты часто в литературе укладываются в другое понятие - "административно правовой режим", содержание которого во многом сходно.
Что такое правовой режим? Особо - административно - правовой режим.
Слово «режим» весьма богато
и многозначно по своему содержанию,
употребляется в самых
По определению Матузов и Малько правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики. Какой же режим можно назвать административно - правовым? В первую очередь речь идет о предмете правового регулирования, совокупности тех общественных отношений, которые включены в него. Отношения по защите государственной тайны, будучи сопряженными, с необходимостью сохранения её в тайне, принятия соответствующих мер по природе своей как раз и могут быть отнесены к административному праву, метод же их регулирования также в первую очередь связан с обязательностью, императивностью, не допускающей отступления от нормы закона, законной возможности нескольких вариантов развития ситуации.
Итак, на кого распространяется
это режим. Закон относит к
ним межведомственную комиссию по защите
государственной тайны
Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
обеспечения безопасности, федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области обороны, федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области внешней разведки, федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области противодействия
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по общим правилам.
Система защиты государственной
тайны включает в себя в качестве
необходимого компонента такую процедуру
как допуск должностных лиц и
граждан к государственной
Допуск должностных лиц
и граждан Российской Федерации
к государственной тайне
прим. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
.Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств
перед государством по нераспространению
доверенных им сведений, составляющих
государственную тайну; согласие на
частичные, временные ограничения
их прав в соответствии с Законом;
должностное лицо или гражданин,
допущенные или ранее допускавшиеся
к государственной тайне, могут
быть временно ограничены в своих
правах. Ограничения могут касаться:
права выезда за границу на срок,
оговоренный в трудовом договоре
(контракте) при оформлении допуска
гражданина к государственной тайне;
права на распространение сведений,
составляющих государственную тайну,
и на использование открытий и
изобретений, содержащих такие сведения;
права на неприкосновенность частной
жизни при проведении проверочных
мероприятий в период оформления
допуска к государственной