Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть свойства государственной власти и методы её осуществления.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать понятие и свойства государственной власти;
-рассмотреть основные признаки государственной власти;
-изучить методы осуществления государственной власти;
-рассмотреть разновидности государственной власти;
-дать характеристику государственной власти в Республике Казахстан.
Содержание
Проблема государственной
Понятие государственной власти является одним из базовых в науке государства и права, оно позволяет наиболее близко подойти к решению проблем, связанных с изучением природы государства, осознанием его сущности, содержания, формы, соотношения с обществом и правом, а также разработать практические методы и способы государственного управления. Именно поэтому данная проблема всегда вызывала огромный научный интерес у исследователей различных эпох.
Для разработки проблемы власти до сих пор большое значение имеют идеи Ж. Бодена, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, а также труды М. Вебера, М. Дюверже, Т. Парсонса и др.
Проблема власти, и прежде всего власти государственной, и в настоящее время вызывает немало споров. Это объясняется тем, что власть - сложная и многогранная категория, формы проявления ее в обществе различны. Среди многочисленных научных работ в этой области знания можно выделить труды таких специалистов, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.П. Бутенко, А.И. Демидов, Ю.А. Дмитриев, В.М. Корельский, М.Н. Марченко, В.П. Пугачев, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин и др.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть свойства государственной власти и методы её осуществления.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать понятие и свойства государственной власти;
-рассмотреть основные признаки государственной власти;
-изучить методы осуществления государственной власти;
-рассмотреть разновидности государственной власти;
-дать характеристику государст
Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "государственная власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей [1,c.34].
Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
В сфере научной интерпретации понятия власти можно выделить следующие направления (подходы):
- бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведения, изменяющий поведение других);
- более близкие по смыслу к вышеуказанному психологические (основное внимание направлено на истоки формирования власти, в частности, на психологические особенности людей);
- телеологические (власть как достижение определенных целей, реализация намеченных задач);
- системный подход (власть как способность системы обеспечивать ее исполнение путем принятия обязательств, направленных на реализацию коллективных целей);
- подход, предполагающий объективный характер отношений "господства-подчинения" между людьми, что обусловлено характером социальных отношений (К Маркс);
- структурно-функционалистские (власть как отношение особого рода между управляющим и управляемым с использованием определенных средств, в частности насилия);
- конфликтные (ограничивающие власть - возможностью принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях);
- реляционистские (рассматривающие власть как отношение между двумя партнерами, агентами на основе преобладающего влияния одного из них) [6,c.91].
В силу такой широкой трактовки
и неоднозначной смысловой
Различия в толковании власти обусловлены различными подходами к этому многомерному явлению общественной жизни. Как отмечается в научной литературе, ни одно из этих определений не может быть универсальным.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого". Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному насилию". В противном случае создается представление, что государственная власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и- объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества, он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.
1. Начнем наш анализ категории
власти с рассмотрения соотноше
По справедливому замечанию
большинства отечественных
Действительно, любая человеческая общность имеет свою форму власти, власть присутствует на всех уровнях отношений между людьми и их объединениями: "сколько существует человеческое общество - столько существует власть" [3,c.241].
Таким образом, одним из наиболее общих признаков власти является то, что она имеет общественный характер.
2. Власть включает компонент воли, сформированной на основе осмысления, осознания определенных социальных и иных интересов, потребностей людей. С позиций науки психологии воля - это активное выражение целевых установок, инициирующее и направляющее ту или иную деятельность. Как компонент власти она реализуется либо с использованием убеждающих, разъяснительных мер, либо посредством силы.
Власть, в особенности власть государственная, нередко сопряжена с проявлением силы. Бессилие власти превращает последнюю в фикцию, так как не способно обеспечить отношения господства и подчинения. Сила власти -это ее способность обеспечить следование объекта велениям субъекта.
Если любая власть связана с проявлением социальной силы, то не всякая социальная сила является властью. Разогнанная демонстрация или прерванная забастовка, цели которой не достигнуты, - это те случаи, когда социальная сила, потенциально обладая властными качествами, не достигает статуса власти.
Власть как социальную силу не следует путать с властью силы. Однако, как свидетельствуют примеры из истории, внешне сильная диктаторская власть в своей перспективе часто оказывается слабой, неустойчивой, нежизнеспособной.
Власть как социальная созидательная сила имеет, несомненно, позитивный смысл. Властные отношения складываются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка, а это осуществляется не только центральными органами власти, т.е. в масштабах всего общества, но также в определенной общности, и даже в таких социальных формах, как семья, малая группа. В рамках социальных институтов властные отношения выражаются в функции воспроизводства определенного типа общественных отношений. Поэтому власть, как уже отмечалось, есть выражение объективной потребности каждой социальной целостности в саморегуляции и самоорганизации.
В связи с этим необходимо отметить, что власть нельзя понять без анализа категории господства. Понятие господства означает наличие отношений доминирования-подчинения между индивидами.
М. Вебер (а вслед за ним и большинство отечественных авторов) различал три типа господства: традиционное, харизматическое, легальное.
Традиционное господство предполагает подчинение с помощью определенных устоявшихся средств. Господство харизматическое легитимируется (одобряется) не привязанностью к традиции, а напротив, опирается на нечто экстраординарное. Личная преданность харизматику (государю, вождю, лидеру) основана не на традиции: ее источник — яркое эмоциональное чувство, вера в необычный дар.
Легальность и легитимность - неотъемлемые стороны государственной власти. Власть легитимна, если она согласуется с представлениями людей о праве и справедливости и лежащими в их основе ценностями и нормами. Любая государственная власть нуждается в доверии (законности, легитимности), поэтому она более заинтересована в общественном согласии, нежели в средствах психического и физического давления и тем более террора, чтобы быть прочной длительное время [11,c.178].
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение, поскольку убеждение, разъяснения, призывы не всегда результативны. Поэтому общественная власть немыслима без принуждения, которое в самом общем смысле определяется как метод воздействия на подвластных при помощи силы (моральной, психологической, физической и т.д.) с целью подвигнуть их к определенным действиям или бездействию в интересах властвующих. В соответствии с исторической обстановкой и характером власти принуждение приобретает различные содержание и форму. В зависимости от конкретно-исторических условий власть может выступать либо как сочетание отношений господства-подчинения, либо только как отношения руководства-подчинения.
В действительности граждане могут не только подчиняться требованиям властей, но и проявлять неповиновение, активно выступая против правительственных акций, добиваясь удовлетворения своих интересов. Любой властитель не может не считаться с теми, на кого он опирается. И субъект государственной власти не может исключать силу объекта власти. Поэтому власть — это не только господство одних и подчинение других, но она нередко включает такой компонент, как договоренность об учете интересов всех субъектов властных отношений.
Информация о работе Государственная власть и методы её осуществления