Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть свойства государственной власти и методы её осуществления.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать понятие и свойства государственной власти;
-рассмотреть основные признаки государственной власти;
-изучить методы осуществления государственной власти;
-рассмотреть разновидности государственной власти;
-дать характеристику государственной власти в Республике Казахстан.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америки, словом, в государствах «азиатского способа производств* рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их paзвития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществления или подавления противников режима и т. д.
Теократии обнаруживав много своеобразного в своих политико-правовых системах. Дословная теократия означает «божественное правление», власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэтому вероятно ожидать от верующего человека, что, став политиком, он постарается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.
Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных, в том числе политических, отношений являются предписания религиозного происхождения, каноны.
Носитель религиозной власти связан ответственностью, прежде всего, перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает свободу от политических обязательств перед единоверцами, от контроля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распространена идея так-лида, т. е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан [11,c.412].
По способам господства выделяется еще одна разновидность - авторитарная государственная власть. Рассмотрим более подробно ее особенности. Ее отличительная черта - сильная исполнительная власть, как правило, основанная на личности лидера. Авторитарный режим может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.
Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).
Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется в результате военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой или хунтой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на эту сильную личность.
Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме создаются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому раз валу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как пpaвило, централизованно.
Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и других особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь _ добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государств не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии: Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа — великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию.
Наличие авторитарной власти не всегда
служит показателем
Демократическая власть использует все названные формы, сочетая их в интересах обеспечения полновластия народа. Наиболее важной из этих форм является представительная демократия, выступающая своеобразным связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, осуществляющим оперативную властную деятельность. Выборы представительных органов концентрируют важнейшие черты подлинного народовластия, поскольку они служат высшим непосредственным выражением власти народа и одновременно составляют институт народного представительства в нашей стране.
Представительная демократия означает вручение народом посредством всенародных свободных выборов определенных важных функций по руководству делами государства и общества своим выборным представителям (депутатам), которые объединяются в организации, осуществляющие государственную власть на уровне федерации и ее субъектов или местного самоуправления на муниципальном уровне. Таким образом, данная форма обеспечивает осуществление полновластия народа через выборные представительные органы, составляющие систему представительной демократии.
Не менее существенное значение в системе народовластия имеет непосредственная, прямая демократия. Это значение определяется той ролью, которую играет прямое выражение воли народа, не преломленное ни через какие промежуточные звенья, как в процессе правотворчества, так и при решении важнейших вопросов государственного строительства.
Непосредственная демократия означает возможность обсуждать вопросы государственной и общественной жизни и принимать решения по ним не через посредство представительных органов, а путем прямого волеизъявления народа или его частей. Такое волеизъявление, надлежащим образом оформленное в виде акта, содержащего решение по обсуждаемому вопросу, является окончательным и не подлежит утверждению или отмене со стороны какого-либо органа.
Институты прямой демократии отличаются большим разнообразием. Кроме указанных в Конституции используются и такие, как обсуждение народом важнейших законопроектов и иных вопросов государственной жизни, собрания граждан, совещания по отраслевым вопросам, деятельность общественных объединений, политических партий, митинги и демонстрации, пикетирование, составление петиций и сборы подписей, обращения в органы государства и общественные организации и т.д.
Президент наделен широким кругом полномочий, которые он использует для определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, обеспечения координирующей деятельности в отношении органов государственной власти, выступая своего рода «арбитром» между законодательной и исполнительной властями [13,c.192].
Таким образом, формы деятельности государственной власти в условиях демократии дают представление о наиболее важных и принципиальных способах реализации суверенитета народа. Они в схематичном, приближенном выражении намечают лишь «юридический каркас» народовластия. Однако реальные процессы осуществления власти народа отличаются сложностью и многообразием в силу того, что воля народа находит выражение через многочисленные организационные институты, в которых проявляются мнения и интересы социальных групп и слоев общества по поводу политики государства и способов ее осуществления.
Как считает А.К. Котов: "Процесс становления суверенитета Республики Казахстан есть нелинейное преемственное движение государственной материи к своему совершенству. Происходит политическая самоидентификация, своего рода встреча народонаселения, каждого, кто признает себя казахстанцем, со своим государством путем собственной истории"[9,c.57].
В настоящее время быстрыми темпами идет разработка "казахстанской модели" развития. Особенности геополитического положения Казахстана, сырьевая направленность его экономики, многонациональный состав населения республики позволяют нам говорить о "казахстанской модели" общества, о возможном "казахстанском пути" развития.
При совершенствовании правовых основ деятельности государственных органов определяющим ориентиром должны служить концептуальные идеи, заложенные в Конституции Республики Казахстан. В качестве основополагающей следует назвать идею правового государства. А для того, чтобы демократические преобразования достигли своей цели, необходим решительный и полный переход от государства произвола к власти права.
В свою очередь, наиболее эффективным средством обеспечения власти права является принцип разделения властей.
Государственная структура Республики Казахстан, согласно Конституции РК 1995 года, основывается, прежде всего на принципе разделения власти "на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов" (п. 4 с. 3). Указанный принцип, являющийся одним из основных начал правового государства, осуществляется в республике с некоторыми отклонениями от классической его формы в связи с особенностями переживаемого страной переходного периода.
Государственная власть - в соответствии с принципами организации правового государства - является правовой благодаря тому, что она безусловно признает некоторые общеобязательные в правовом государстве нормы. И первым существеннейшим обязательством является следующее: совершенно организованной властью будет та, которая обеспечивает свободу личности в условиях правовой государственности.
Поскольку п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан определяет наше государство, наряду со всеми качествами, как государство социальное, - следовательно, мы можем обсуждать тему "во имя чего" с позиции блага народа и личности (каждого отдельного человека).
Природа принципа разделения властей законодательно укоренена в конституционно закрепленном суверенитете личности (п. 1 ст.1 определяет жизнь, права и свободы человека как высшие ценности нашего государства) и суверенитете народа, - если мы понимаем "суверенитет" как верховенство, самостоятельность и независимость.
Такова теория, точнее - таков теоретический комментарий упомянутых пунктов и статей Конституции Республики Казахстан. В законодательной же практике, в практике конституционного законодательства, естественно, нет положений ни о "суверенитете личности", ни о "суверенитете народа", ни тем более, о "суверенитете нации", поскольку наше государство — многонациональное. Это оправдано, поскольку конституция любой страны является основным законом, определяющим характер именно государства.
Но нормы нашей Конституции, определяя в разделе II права и обязанности человека и гражданина, не содержат понятия "личность". По-видимому, это обусловлено тем, что в целом юридическая трактовка этого понятия подразумевает, что каждый человек, каждый гражданин есть личность и общефилософские или общесоциологические "тонкости" различения понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность", "гражданин" не имеют строгого юридического смысла.
Информация о работе Государственная власть и методы её осуществления