Государственная власть как разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти;
Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Государственная власть возникает с появлением государства  и осуществляет управление всем обществом. Ее как разновидность социальной власти признавали еще в древности. Гегель отмечал социальную направленность государственной власти, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества. Аристотель считал справедливой государственность, если государственная власть признает право и одновременно ограничена им. Государственная власть обладает механизмами и средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом, закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим. Именно государственной власти присуще правовые формы организации жизни общества.

Только законодательная  ветвь государственной власти создает  законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом. Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а  судебная - гарантирует их выполнение. В современном понимании государственная власть должна быть направлена на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп и народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние с помощью своих органов и средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как внутри общества, так и за его пределами.

Государственная власть - особый вид социального управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще правом применения насильственного принуждения для исполнения своих решений, т.е. выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан или против государств агрессоров. С развитием общества государственная власть все больше становиться институтом, одной из основных функций которого - преодоление социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными силами. То есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из социального компромисса.

Однако в настоящее  время следует отметить ряд аспектов, которые позволяют сделать вывод  о незавершенности построения системы органов государственной власти, в том числе и в ныне действующей Конституции РФ, что и предопределяет актуальность выбранной темы исследования. Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что в отечественной науке, наряду с неослабевающим интересом к фундаментальным проблемам государственной власти, в последние годы особое внимание уделяется организационно-технологическим сторонам властной деятельности.

Цель исследования - анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти;
  2. Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в РФ.

Данное исследование основано на совокупности методов научного познания: историко-правовом, сравнительно-правовом, комплексном, системно-структурном, нормативном  и др.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации.

 

 

1. Теоретические  основы системы государственной  власти как особой разновидности  социальной власти

 

    1. Понятие, признаки и свойства государственной власти

 

Любое общество нуждается  в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть - одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

Власть - одна их форм управления социальными  процессами, при которой согласованность  совместной деятельности многих людей  достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем  определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти) [23].

Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру, Т. Гоббс определял  власть как средство достичь блага  в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное Максом Вебером, который полагал, что власть - это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана» [9]. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

Сущность власти заключается  в том, что это специфическое  отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними, в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Признаки власти [19]:

  1. Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество;
  2. Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;
  3. Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.
  4. Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
  5. Монополия на издание общеобязательных велений;
  6. Монополия на применения государственного принуждения.
  7. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
  8. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение;
  9. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;
  10. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью - это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;
  11. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.);
  12. Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет;
  13. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Особые свойства государственной власти [22]:

  1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает;
  2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
  3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства;
  4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;
  5. Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

 

    1. Структура, классификация и характерные черты государственной власти

\

Структуру государственной  власти составляют: субъект (государство  в лице его органов); объект (подвластные, население государства).

Категория «власть» имеет ряд родственных понятий:

  1. Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию;
  2. Власть может осуществляться в форме влияния, но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (на подсознание);
  3. Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции [15].

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать власть: в масштабе всего общества; внутри того или иного коллектива (организации); в отношениях между двумя индивидами. Т.е. власть может выступать как социальная - присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.) [10].

Социальная власть может  проявляться в политической и  неполитической формах. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю. Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются: власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров [23].

Власть в самом общем  виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в  своих собственных интересах  или в интересах других лиц.

Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

  1. Власть - это явление социальное, т.е. общественное;
  2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть;
  3. Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности);
  4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли;
  5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой - подвластным субъектом;
  6. Власть всегда базируется на силе - это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу, это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.д.;
  7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Информация о работе Государственная власть как разновидность социальной власти