Введение
Государственная власть
возникает с появлением государства
и осуществляет управление всем обществом.
Ее как разновидность социальной
власти признавали еще в древности.
Гегель отмечал социальную направленность
государственной власти, ее глубокое
нравственное содержание, разумность и
полезность для общества. Аристотель считал
справедливой государственность, если
государственная власть признает право
и одновременно ограничена им. Государственная
власть обладает механизмами и средствами
своей реализации. Через целую систему
государственных органов и учреждений
осуществляется непосредственное руководство
обществом, закрепляется и реализуется
определенный политико-правовой режим.
Именно государственной власти присуще
правовые формы организации жизни общества.
Только законодательная
ветвь государственной власти создает
законодательство, без которого невозможно
эффективно руководить обществом. Исполнительная
ветвь выполняет эти законы, а
судебная - гарантирует их выполнение.
В современном понимании государственная власть должна быть направлена
на организацию нормальной жизни и развития
общества в целом, защиту прав, свобод
и законных интересов граждан, социальных
групп и народов. Государственная власть
решает вопросы внутренние и внешние с
помощью своих органов и средств, предоставленных
ей обществом, решает споры и конфликты
как внутри общества, так и за его пределами.
Государственная власть
- особый вид социального управления,
характеризующийся тем, что обладает
наряду с колоссальными организационными
возможностями еще правом применения насильственного
принуждения для исполнения своих решений,
т.е. выполняет карательно-репрессивные
функции в отношении узкого круга лиц,
нарушающих права и свободы граждан или
против государств агрессоров. С развитием
общества государственная власть все
больше становиться институтом, одной
из основных функций которого - преодоление
социальных противоречий в обществе, учет
и координация интересов различных граждан,
групп и слоев населения, проведение в
жизнь таких решений, которые бы поддерживались
различными общественными силами. То есть
деятельность государственной власти,
прежде всего, исходит из социального
компромисса.
Однако в настоящее
время следует отметить ряд аспектов,
которые позволяют сделать вывод
о незавершенности построения системы органов государственной
власти, в том числе и в ныне действующей
Конституции РФ, что и предопределяет
актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность настоящего исследования
определяется также и тем, что в отечественной
науке, наряду с неослабевающим интересом
к фундаментальным проблемам государственной
власти, в последние годы особое внимание
уделяется организационно-технологическим
сторонам властной деятельности.
Цель исследования - анализ
теоретической базы и практических
аспектов системы государственной власти как
особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти;
- Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в РФ.
Данное исследование
основано на совокупности методов научного
познания: историко-правовом, сравнительно-правовом,
комплексном, системно-структурном, нормативном
и др.
Нормативную базу исследования
составили Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты
Российской Федерации.
1. Теоретические
основы системы государственной
власти как особой разновидности
социальной власти
- Понятие, признаки и свойства государственной власти
Любое общество нуждается
в управлении, согласовании деятельности разных людей и
социальных групп ради достижения общих
целей. Власть - одна их основных форм управления,
которая отличается от других тем, что
осуществляется путем подчинения одних
людей другими. Подчинение связано с возможностью
применения к управляемым принуждения
как необходимого признака власти.
Власть - одна их форм управления социальными
процессами, при которой согласованность
совместной деятельности многих людей
достигается путем подчинения их
единому руководящему началу; путем
определяющего, доминирующего значения
воли одних людей (субъектов власти) для
воли других людей (объектов власти) [23].
Многие философы обращались
к исследованию сущности и содержания
власти. К примеру, Т. Гоббс определял
власть как средство достичь блага
в будущем и потому на первое место ставил
такую склонность всего человеческого
рода, как «вечное и беспрестанное желание
все большей и большей власти, желание,
прекращающееся лишь со смертью». В политической
литературе правильным определением власти
считается определение, данное Максом
Вебером, который полагал, что власть -
это «возможность того, что одно лицо внутри
социального отношения будет в состоянии
осуществить свою волю, несмотря на сопротивление
и независимо от того, на чем такая возможность
основана» [9]. Власть, таким образом, рассматривается
как особое отношение господства, как
способ воздействия на кого-то, как принуждение,
как сила.
Сущность власти заключается
в том, что это специфическое
отношение субъекта к себе (власть
над собой), между субъектами, которое предполагает определенное
взаимодействие между ними, в рамках которого
властвующий субъект реализует свою волю
и интересы.
Признаки власти [19]:
- Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество;
- Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;
- Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.
- Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
- Монополия на издание общеобязательных велений;
- Монополия на применения государственного принуждения.
- Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
- Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение;
- Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;
- Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью - это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;
- Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.);
- Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет;
- Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.
Особые свойства государственной власти
[22]:
- Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает;
- Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
- Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства;
- Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;
- Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
- Структура, классификация и характерные черты государственной власти
\
Структуру государственной
власти составляют: субъект (государство
в лице его органов); объект (подвластные,
население государства).
Категория «власть» имеет ряд родственных понятий:
- Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию;
- Власть может осуществляться в форме влияния, но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (на подсознание);
- Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции [15].
Власть можно классифицировать
по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня
можно различать власть: в масштабе всего
общества; внутри того или иного коллектива
(организации); в отношениях между двумя
индивидами. Т.е. власть может выступать
как социальная - присутствовать в отношениях
между большими социальными группами,
и как межличностная (в отношениях между
супругами, родителями и детьми, друзьями
и т.д.) [10].
Социальная власть может
проявляться в политической и
неполитической формах. Среди неполитических разновидностей
власти можно выделить власть семейную
(родительскую власть, властные отношения
между супругами) как наиболее важную
и имеющую давнюю историю. Политической
является та власть, которая способна
выступить средством реализации, защиты
интересов больших социальных групп. Разновидностями
политической власти являются: власть
одной социальной группы (общности) над
другой (например, господство одного класса
над другим); государственная власть; власть
партийная, а также иных политических
организаций и движений; власть политических
лидеров [23].
Власть в самом общем
виде представляет собой способность
(свойство) некоторого субъекта (индивида,
коллектива, организации) починять себе
волю и поведение другого субъекта
(индивида, коллектива, организации) в
своих собственных интересах
или в интересах других лиц.
Государственная власть
как разновидность власти социальной
в полной мере обладает всеми ее признаками:
- Власть - это явление социальное, т.е. общественное;
- Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть;
- Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности);
- Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли;
- Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой - подвластным субъектом;
- Власть всегда базируется на силе - это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу, это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.д.;
- Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.