Государственная власть как разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти;
Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Власть внутри той  или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической. Причем это деление касается не, только государственной власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной). Носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

 

    1. 3. Формы, методы и способы осуществления государственной власти

 

Понятие формы правления  объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной  власти, как они формируются и  как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или  номинальные) приобретаются единоличным  правителем обычно по наследству и  осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

  1. династии могут меняться в результате захвата силы;
  2. известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность. Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

 

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность [16].

Способы осуществления  государственной власти объясняет  понятие «государственный режим». Это  категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы авторитарные (диктаторские) и демократические.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены) [11].

В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных  режимов - прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения. Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.

Жесткие авторитарные государственные  режимы не следует путать с тоталитарными  режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии. Деспотия - ничем не ограниченная власть, над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на чисто силовом, принуждении.

Демократия в современном  смысле этого понятия означает формально  равное участие полноправных граждан  в формировании и осуществлении  государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной демократии, прежде всего, являются политические свободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели [17].

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму  демократии. Обычно демократию объясняют как «народовластие». Имеется в виду народ как некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой «власти народа», тем более «непосредственной власти народа», а есть демократически организованная государственная власть.

В действительности в  плюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактное  коллективное целое), а большинство (часто относительное) политически активных граждан, участвующих в формировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. На выборах высших органов государственной власти конкурируют партии, за которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет интересы части народа - нередко очень малой части. Таким образом, выборы - это государственно-организованный процесс избрания представительных органов; это участие в формировании государственной власти, а не осуществлении «власти народа».

Для современный развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

 

1.4. Легитимность  и легальность власти, ее единство  и разделение

 

Сегодня преобладает  точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка [10].

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как  проблема, в сформировавшемся обществе - как естественное качество политических отношений.

Говоря о государственной  власти как об объекте легитимности необходимо заострить внимание на понятие  «власть». Данное понятие относится  к числу широко употребляемых, при  всей разнородности и неоднозначности этого понятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленных его определений - все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной власти, а также закрепления ее в обществе.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и  у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества [18].

Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно, поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной  власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей [14].

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов  политической и неполитической власти. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648 гг.) и в последствии во Франции (1789-1794 гг.).

Сама по себе концепция  разделения властей призвана служить  целям демократии в государственном  управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей [21].

Единую государственную  власть осуществляет государственный  аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы и механизмы функционирования государственной власти в Российской Федерации

 

  • 2.1. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
  •  

    Конституция Российской Федерации (ст. 10) предусматривает наличие  органов: законодательной, исполнительной и судебной власти [1]. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

    Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации: народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

    Являясь законодательными органами, представительные органы государственной  власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Органы законодательной  власти делятся на федеральные и  региональные (субъектов федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации - то общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Органы исполнительной власти - это, прежде всего, высший орган  федеральной исполнительной власти - Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации [20].

    Информация о работе Государственная власть как разновидность социальной власти