Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа
На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему феномена государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти, как вид социальной власти ещё не полностью изучена.
Введение……………………………………………………………………………..Стр.3
Глава 1. Понятие социальной власти. Ее структура и виды………… …………Стр.5
Глава 2. Государственная власть: понятие, признаки, основные свойства. Соотношение политической и государственной власти…………………………………Стр.9
Глава 3. Легитимность и легальность государственной власти……………..…Стр.15
Глава 4. Разделение властей, как способ организации государственной власти………………………………………………………………………………………Стр.24
Заключение……………………………………………………………………...…Стр.32
Список литературы…………
Во-первых, не всякая политическая власть является государственной, хотя всякая государственная власть имеет политический характер. Такое различие можно было наблюдать в условиях трехмесячного двоевластия в России 1917 г. (власть Временного правительства и власть Советов — негосударственной организации в то время). Гораздо более длительным и территориально обособленным было существование двух властей в ходе четвертьвековой (до 1949 г.) вооруженной борьбы в Китае (власть гоминдановского правительства и так называемые красные, советские, освобожденные районы). Аналогичное положение имело место в Лаосе (до 1975 г.), в освобожденных от португальских колонизаторов районах Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбике (до провозглашения государств в 1974 г. и 1975 г.). Это была предгосударствениая политическая власть борющегося народа. В этих странах она стала в итоге государственной властью.
Во-вторых, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, поскольку государство осуществляет общие дела и призвано "умерять" противоборство различных социальных сил. Политическая власть определенного класса, социального слоя, иной социальной общности эти задачи выполнить не может, им такая роль несвойственна.
В-третьих, политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды и т.д.). Политическая власть социальной общности реализуется через ее организации, а также непосредственно, например, путем политических выступлений. Если власть социальной общности реализуется через государственный аппарат, то речь идет уже о государственной власти.
В-четвертых, только государственная
власть уполномочена от имени всего
общества применять в обществе легализованное
и в большинстве случаев
Однако политическую и государственную власть не следует противопоставлять. В обычных условиях в рамках одной страны их социальный характер одинаков, а государственная власть представляет собой основное направление реализации политической власти класса, блока, классов, определенного социального слоя народа в государственных формах, специфическими государственными средствами и методами.9
Государственная власть, даже если она представляет интересы большинства населения, — явление, содержащее элементы авторитаризма, принудительности. Но лишь немудрая государственная власть ликвидирует политическую оппозицию, разгоняет парламенты, запрещает политические партии, отвергает компромиссы, не стремится к консенсусу для достижения своих целей, делает ставку прежде всего на насилие. На деле политическая оппозиция необходима не только для гармоничного развития общества, но и для самой власти: она указывает государственному руководству на "болевые точки", и чем успешнее будет их "лечение", тем больше шансов у данной конкретной государственной власти продлить свое существование. В этих же целях она может использовать политический компромисс и поиски консенсуса с другими политическими силами.
Государственная власть — не только социальное явление. С юридической точки зрения это также конституционно-правовой институт, находящий свое закрепление в конституциях разных стран. Многие статьи основных законов, ряд норм характеризуют его содержание, закрепляют формы организации и осуществления государственной власти. В следующих разделах эти вопросы рассматриваются подробно. Здесь мы отметим лишь следующее. Конституции и иные законы разных стран регулируют властеотношения в различном объеме, иногда очень кратко. Но если исходить из наиболее широкого подхода, получившего отчетливое выражение в конституциях стран тоталитарного социализма (в том числе бывших), то можно констатировать, что структура данного конституционного правового института может состоять из следующих слагаемых: 1) нормы об источниках государственной власти, ее социальных субъектах (народ, класс, классы и социальные слои); 2) положения о характере государственной власти, классовой природе властеотношений (например, положения о диктатуре пролетариата); 3) статьи о ближайших и конечных целях деятельности государственной власти (например, построение бесклассового, коммунистического общества); 4) нормы о путях, средствах, методах осуществления этих целей (например, развитие демократии); 5) нормы об органах государственной власти, т.е. ее юридических субъектах (парламент, президент и т.д.).
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне.
Существует несколько
1) Государственная власть
2) Государственная власть
3) Регулируя отношения различных
классов, социальных и иных
групп, государственная власть
выполняет арбитражную роль в
обществе, хотя при этом, прежде
всего, защищает интересы
4) В отличие от политической,
государственная власть в
5) Государственная власть
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.
Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).10
Любая власть как функция, порождаемая
любым обществом, проявляется в
деятельности соответствующих субъектов,
власть государства— в деятельности
его органов и должностных
лиц. Основные направления этой деятельности
обычно именуются функциями
Государственная власть осуществляется
не только путем принятия правовых
решений нормативного и индивидуального
характера, опирающихся на принуждение,
но и более мягкими способами,
с использованием рекомендаций, советов,
пожеланий, призывов, не являющимися
по своей природе правовыми
Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической. В ней в концентрированном виде выражаются экономические потребности и интересы властвующего субъекта. Государственная власть не только опирается на экономический фундамент, но и обеспечивает порядок, устойчивость экономических отношений, ограждает их от произвола и анархии, охраняет существующие формы собственности.
Всякая власть по-настоящему устойчива
и сильна прежде всего за счет своей
социальной основы. Государственная
власть функционирует в обществе,
разделенном на классы, различные
социальные группы с противоречивыми,
часто непримиримыми
Какой бы ни была государственная
власть, она всегда стремится создать
в обществе представление о себе
как об образцово нравственной, даже
если это не соответствует
Для государственной власти, ее полноценности
большое значение имеют исторические,
социально-культурные, национальные традиции.
Если власть опирается на традиции,
то они укореняют ее в обществе,
делают более прочной и стабильной.
Не случайно как прошлые, так и
современные государства
ГЛАВА 3. ЛЕГИТИМНОСТЬ И
ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Многие поворотные события последних
лет в России (противоборство законодательной
и исполнительной власти. Договор
об общественном согласии 1994 г., неоднозначное
отношение к чеченской войне 1994-1995
гг. и др.) остро ставят в обществе
вопрос о государственной власти,
ее легальности и легитимности. т.
е. ее юридической обоснованности, с
одной стороны, и справедливости,
признании, поддержке ее населением
- с другой. Острота проблемы усугубляется
условиями формирования в некоторых
сферах номенклатурно-мафиозного капитализма,
нерасчлененностью в ряде случаев
коммерческих, административных, а
то и криминальных структур, противодействием
со стороны местной номенклатуры,
федеральной власти, частой некомпетентностью
последней, авторитаристскими чертами
федеральной конституции и
Термин "легализация" происходит от латинского слова "Legalis", что значит законный. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в IV-III вв. до н. э. использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии. Элементы своеобразной легализации присутствовали в противоборстве светской и духовной властей в Западной Европе в средние века, на нее ссылались в новое время сторонники "легитимной монархии" Бурбонов, выступая против "узурпатора" Наполеона.
Информация о работе Государственная власть как вид социальной власти