Государственная власть как вид социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему феномена государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти, как вид социальной власти ещё не полностью изучена.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..Стр.3
Глава 1. Понятие социальной власти. Ее структура и виды………… …………Стр.5
Глава 2. Государственная власть: понятие, признаки, основные свойства. Соотношение политической и государственной власти…………………………………Стр.9
Глава 3. Легитимность и легальность государственной власти……………..…Стр.15
Глава 4. Разделение властей, как способ организации государственной власти………………………………………………………………………………………Стр.24
Заключение……………………………………………………………………...…Стр.32
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.04 Кб (Скачать файл)

В современных условиях легализации  государственной власти как юридическое  понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Однако, во-первых, конституции  и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами. Создававшиеся  в результате военных переворотов  во многих странах Азии, Африки, Латинской  Америки военные и революционные  советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и  нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные  конституции. В действительности в  Ираке такая временная конституция  сохраняет свою силу с 1970 г. до настоящего времени, в ОАЭ временная конституция, принятая эмирами, - с 1971 г. В отдельных  странах конституции заменялись институционными актами (Бразилия), прокламациями (Эфиопия). Монархи единолично "даровали" конституции "своему верному народу" (Непал, Саудовская Аравия и др.). В России в 1993 г. действие Конституции 1978 г. (с поправками) было приостановлено указом президента. Во-вторых, иногда конституции и законы, принятые в соответствии с установленными процедурами, по своему содержанию легализовали открыто диктаторскую, антинародную власть, тоталитарную систему. Таковы были конституционные акты фашистской Германии, расистское законодательство ЮАР (до принятия в 1994 г. временной конституции), "партии-государства" Гвинеи или конституции африканского Заира (их было несколько), провозглашавшие, что в стране существует единственный политический институт - правящая партия-движение, а законодательные, исполнительные органы, суды являются органами этой партии. Конституции России и СССР, принятые в период советского строя и провозглашавшие принадлежность власти трудовому народу, на деле легализовали тоталитарный и даже временами террористический режим.

Конечно, в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции  могут приниматься внешне демократическими способами (Учредительным собранием, Верховным Советом в СССР в 1977 г., референдумом на Кубе в 1976 г.), они  могут содержать демократические  положения, права граждан (в Конституции  СССР 1936 г. закрепился широкий перечень социально-экономических прав) и  т.д. Но эти моменты нужно оценивать  лишь в комплексе с реальной действительностью, Так, сами выборы парламента, принимающего конституцию, в условиях тоталитарного  режима не свободны, а фразы о  демократии служат прикрытием подлинной  ситуации. Таким образом, при нарушении  демократических процедур принятия конституции, иных актов конституционного значения, при несоответствия таких  процедур возможностям народа осуществлять учредительную власть при принятии основного закона, при противоречии законов обще гуманным ценностям  человечества формальный (юридический) закон не соответствует праву. Юридическая  легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной, т.е. лжелегализацией.

Более сложным представляется понятие  легитимации государственной власти. Legitimus тоже означает законный, узаконенный, но данное понятие не юридическое, а  фактическое, хотя его составной  частью могут быть юридические элементы. По существу из этого исходили конфуцианцы  в споре с упомянутыми легистами, его имели в виду сторонники и  светской, и духовной властей, по-разному  интерпретируя "волю бога". Современное  значение этого понятия связано  с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса  Вебера (1864-1920 гг.).11

Легитимация нередко вовсе не имеет  отношения к закону, а иногда и  противоречит ему. "Это процесс  не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством  которого государственная власть приобретает  свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной  власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной  власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается  не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут  оказать значительное воздействие  на публику, способствуя установлению харизматической власти), а не внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.12

Не легитимная власть опирается  на насилие, иные формы принуждения, в том числе психического воздействия, но легитимацию нельзя навязать людям  извне, например силой оружия или  откроированием "хорошей" конституции  монархом своему народу. Она создается  преданностью людей определенному  общественному строю (иногда определенной личности), который выражает непреложные  ценности бытия. В основе такого рода преданности лежит вера людей  в то, что их блага зависят от сохранения и поддержки данного  порядка, данной государственной власти, убеждение в том. Что они выражают интересы народа. Поэтому легитимация государственной власти всегда связана с интересами людей, различных слоев населения. А поскольку интересы и потребности различных групп в силу ограниченности ресурсов и других обстоятельств могут быть удовлетворены только частично или удовлетворены полностью лишь запросы некоторых групп, легитимация государственной власти в обществе, за редчайшими исключениями, не может иметь всеобъемлющего, универсального характера: то, что является легитимным для одних, предстает как не легитимное для других. Можно привести множество других примеров разных интересов тех или иных слоев населения и их неодинакового, нередко противоположного отношения к мероприятиям государственной власти и к самой власти. Поэтому ее легитимация связана не с одобрением всего общества (это крайне редкий вариант), а с принятием се большинством населения при уважении и защите прав меньшинства. Именно это, а не диктатура класса делает государственную власть легитимной.

Легитимация государственной власти придает ей необходимый авторитет  в обществе. Большинство населения  добровольно и сознательно подчиняется  ей, законным требованиям ее органов  и представителей, что придает  ей устойчивость, стабильность, необходимую  степень свободы в осуществлении  государственной политики. Чем выше уровень легитимации государственной  власти, тем шире возможности руководства  обществом с минимальными "силовыми" издержками и затратами "управленческой энергии", с большей свободой для  саморегулирования общественных процессов. Вместе с тем легитимная власть вправе и обязана в интересах общества применять меры принуждения, предусмотренные  законом, если иные способы пресечь  антиобщественные действия не дают результатов.

Но арифметическое большинство  не всегда может служить основой  подлинной легитимации государственной  власти. Большинство немцев при гитлеровском режиме приняли политику по "очищению расы" и в отношении территориальных  притязаний, что в конечном счете, привело к огромным бедствиям  для немецкого народа. Следовательно, не всякие оценки большинства делают государственную власть подлинно легитимной. Решающим критерием является ее соответствие общечеловеческим ценностям.

Выше уже говорилось о том, что  легитимация государственной власти может включать и, как правило, включает ее легализацию. Но легитимация находится  в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют  нормам справедливости, общедемократическим  ценностям, установкам, сложившимся  у большинства населения страны. В этом случае легитимация либо отсутствует (например, население отрицательно относится к установленным властью  тоталитарным порядкам), либо в ходе революционных событий, национально-освободительных  движений происходит легитимация иной. Антигосударственной, повстанческой, цредгосударственной власти, сложившейся  в освобожденных районах, которая. становится затем государственной  властью. Так развивались события  в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Анголе, Мозамбике. Гвинее-Бисау и некоторых других странах.13

Подобно отмеченной выше ложной легализации  возможна и ложная легитимация, когда  под воздействием пропаганды, разжигание националистических настроений, использования личной харизмы и других приемов (в том числе запрещения оппозиции и свободной прессы, в результате чего население не имеет должной информации), значительная часть, а то и большинство населения поддерживает государственную власть, удовлетворяющую его некоторые текущие интересы в ущерб его коренным чаяниям.

Проблемы верификации легализации  и легитимации (в том числе  ложной) очень сложны. В научной  литературе, в том числе зарубежной, они разработаны недостаточно. Легитимация  обычно связывается с юридическим  анализом подготовки и принятия конституции, с изучением решений конституционных  судов и других органов конституционного контроля, анализом данных выборов и референдумов. Меньше внимания уделяется содержанию конституционных актов, характеру деятельности государственной власти, сопоставлению программ политических партий и той политики, которую проводят стоящие у власти. Совсем редким является научный анализ программ в сопоставлении с действиями различных высоких должностных лиц.

Подготовка проекта конституции  как формы легализации государственной власти осуществляется разными способами. В редких случаях проект создается самим Учредительным собранием, специально избранным для принятия конституции Италия при подготовке Конституции 1947 г., Индия при разработке Конституции 1950 г.) или парламентом (Конституция Шри Ланки 1978 г.).

Во всех названных случаях ведущую  роль играет специальный (конституционный) комитет, формируемый представительным органом. В России важную роль в разработке проекта Конституции 1993 г. сыграло  Конституционное совещание, состоявшее из назначенных указами Президента РФ представителей федеральных государственных  органов, выделенных ими функционеров политических партий, предпринимателей, субъектов федерации и др. Во многих пост социалистических странах (Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия и др.) в разработке новых принципов  конституции или изменений, вносимых в прежние конституции (новая  редакция), принимали участие "круглые  столы", "гражданские ассамблеи" представителей государственных органов, различных партий, профсоюзов и общественных движений.

В наибольшей степени вопрос о легализации  государственной власти связан не с  подготовкой проекта, а с процедурами  принятия конституции и ее содержанием. Одним из наиболее демократических способов считается принятие конституции специально избранным для этой цели Учредительным собранием. Первым собранием такого рода был Филадельфийский конгресс США, принявший действующую до сих пор Конституцию 1787 г. Учредительными собраниями в последние годы приняты конституции Бразилии 1988 г., Намибии 1990 г., Болгарии 1991 г.. Колумбии 1991 г., Камбоджи 1993 г., Перу 1993 г. и др. Однако Учредительное собрание не всегда, как отмечалось, формируется путем выборов, а иногда состоит из частично назначенных членов. Кроме того, Учредительное собрание нередко играет роль консультативного органа, поскольку принятие им конституции утверждалось военными властями, которые иногда вносили в текст поправки (Гана. Нигерия, Турция и др.). Все это снижает степень легализации государственной власти, ее органов, создаваемых в соответствии с такой конституцией.

Легализация государственной власти может быть осуществлена конституциями, принятыми обычными парламентами, избранными для текущей законодательной  работы. Так была принята Конституция  СССР 1977 г., Нидерландов 1983 г. Папуа - Новой  Гвинеи 1975 г. Однако некоторые из таких  парламентов для целей принятия конституции объявляют себя Учредительными собраниями (например, в Танзании в 1977 г.), а затем продолжают работать как обычные парламенты. Такое  преобразование призвано повысить степень  легализации государственной власти.

Все чаще конституции в современных  условиях принимаются путем референдума. Теоретически прямое голосование избирателей  обеспечивает наибольшую легализацию  государственной власти. Так были приняты Конституции Франции 1958 г., Египта 1971 г. Кубы 1976 г., Филлипин 1967 г., России 1993 г. На практике, однако, референдум может использоваться по-разному. Без предварительного обсуждения проекта в парламенте, населением избирателям бывает трудно разобраться в таком сложном документе, как конституция. Нередки случаи использования референдума или для принятия реакционных конституций (например, в Греции в 1978 г. при режиме "черных полковников"). Иногда конституции тоталитарных режимов (Бирмы 1974 г., Эфиопии 1987 г. и др.) после референдума утверждались (или подтверждались) избранными на основе этих конституций парламентами. Формально такой двойной процесс легализации надежно узаконивал государственную власть, но по своему содержанию она не соответствовала демократическим принципам.

Легализация государственной власти неразрывно связана с содержанием  конституций. Реакционные конституции, принятые даже с соблюдением необходимых  процедур, на деле могут создать  лишь лжелегализацию. Это объясняется  не только тем, что принятие таких  конституций иногда осуществляется в обстановке обмана и насилия, но и тем что определенным силам  удается включить в конституции  положения, противоречащие общедемократическим  принципам, выработанным человечеством  и закрепленным в основополагающих международно-правовых актах (Устав  ООН 1945 г Пакты о правах человека 1966 г. и др.). Конституции многих стран признают, что такие принципы имеют приоритет по отношению к внутреннему праву страны.

Между легализацией и легитимацией государственной власти нет "китайской  стены": правовые акты и процедуры  могут быть составной частью легитимации, а последняя создает необходимые  предпосылки для прочной легализации  государственной власти. Вместе с  тем легитимация играет важную роль в обществе, ибо любая государственная  власть не может опираться только на провозглашаемые ею законы или  только на насилие. Чтобы быть устойчивой. прочной, стабильной, она должна искать поддержки общества, определенных групп, средств массовой информации и даже определенных влиятельных личностей. В современных условиях представители  авторитарной и тоталитарной но своему характеру власти нередко устраивают встречи и совещания с выдающимися  представителями интеллигенции, влиятельными журналистам организуют посещения  различных районов страны, встречи  с коллективами предприятий и  т.д. Цель эти мероприятий - найти  поддержку, прежде всего действиями, но также настроениями, чувствами.

Информация о работе Государственная власть как вид социальной власти