Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:18, курсовая работа
На протяжении веков существования человеческой цивилизации власть является одним из самых загадочных и в то же время самым важным и распространенным в своих проявлениях феноменом социального бытия. Даже в современном мире при всем его многообразии трудно найти что-то более противоречивое и сложное чем властные отношения, пронизывающие все общество, влияющие на жизнь и судьбу каждого человека, подчиняющие его своим законам. В зависимости от конкретной жизненной ситуации и той роли, которую мы в ней играем, складывается наше представление о власти, зачастую весьма субъективное, являющееся результатом личного социального опыта.
Введение……………………………………………………………………..…….
Глава I. Понятие социальной власти…………………………………………….
§1.Ее структура и виды…………………………………………………….
Глава II.Государственная власть………………………………………………….
§2. Понятие, признаки, основные свойства……………………………….
§3.Соотношение политической и государственной власти……………………
Глава III. Легитимность и легальность государственной власти……………..
Глава IV . Разделение властей, как способ организации государственной власти…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...…
Список литературы…………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие социальной власти…………………………………………….
§1.Ее структура и виды…………………………………………………….
Глава II.Государственная власть………………………………………………….
§2. Понятие, признаки, основные свойства……………………………….
§3.Соотношение политической и государственной
власти……………………
Глава III. Легитимность и легальность государственной власти……………..
Глава IV . Разделение властей, как способ
организации государственной власти………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………
Тема моей курсовой работы: Государственная власть как вид социальной власти.
На протяжении веков существования человеческой цивилизации власть является одним из самых загадочных и в то же время самым важным и распространенным в своих проявлениях феноменом социального бытия. Даже в современном мире при всем его многообразии трудно найти что-то более противоречивое и сложное чем властные отношения, пронизывающие все общество, влияющие на жизнь и судьбу каждого человека, подчиняющие его своим законам.
В зависимости от конкретной жизненной ситуации и той роли, которую мы в ней играем, складывается наше представление о власти, зачастую весьма субъективное, являющееся результатом личного социального опыта. Сформированное на основе анализа частных случаев отношение к власти, как правило, не является чем-то рациональным и уж тем более типичным. Скорее всего, на бытовом уровне, мы описываем субъективные ощущения конкретного человека или группы лиц, возникшие под воздействием конкретной жизненной ситуации. Вследствие такой особенности нашего восприятия невозможно получить объективное представление о природе и сущности этого явления.
Очень часто в практике властных отношений человек приобретает отрицательный опыт, так как одна из основных функций власти (подавление, подчинение) находится в известном противоречии с потребностью свободы. Может быть, поэтому в массовом сознании доминирует скорее отрицательное, чем положительное отношение к власти. Подтверждением этого факта служит множество афоризмов и определений на эту тему. Например, англичанин лорд Эктон является автором следующей фразы: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». Бакунин М.А. утверждал: «Власть – всегда аморальна». Однако такой протест весьма органично сочетается с признанием необходимости власти как важнейшего фактора социальной стабильности, панацеей от анархии и хаоса. Раймон Арон заметил: «Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти». Именно в дуальной природе власти заключается главная загадка этого феномена.1
Помимо двойственности, процесс познания власти многократно усложняется из-за субъективности ее коллективного и индивидуального восприятия. Большинство наших знаний о власти иррациональны по своей природе. Наиболее точно эту особенность описал английский социолог Р. Мартин: «Власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». Словосочетание «интуитивно понимаемое» как нельзя лучше выражает сущность нашего восприятия власти. Практически любое явление можно понимать как нечто объективное, поддающееся анализу, в то же время существуют довольно сложные и многообразные понятия, например такие как: жизнь, время, истина, бесконечность, которые во многом формируются под воздействием субъективных факторов. Значение таких феноменов обычно понятно всем, однако четко определить их онтологическую природу бывает порой очень непросто.2
Сложность феномена власти, его двойственность объясняется огромным количеством ее воплощений. Изучая власть необходимо иметь в виду разницу между разными измерениями этого явления, и множеством форм его воплощения. Для каждого уровня (микро-, мезо-, макро-), или измерения (политическое, социальное, индивидуальное) характерно многообразие форм проявлений власти.
Придется признать одно: власть — это
смысловое начало. В качестве смыслов
ее образы в чем-то изменчивы, а в чем-то
постоянны. Но всегда и в любой культуре
власть так или иначе принималась как
позитивное начало. За властью всегда
стояла некоторая бытийственная утвердительность.3
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, необходимости продолжения рода человеческого, объективной неоднородности социальной структуры любого общества, коллективном (общественном) характере труда, персональных преимуществах людей в определенной сфере жизни. Важное значение имеет психологический фактор, суть которого состоит в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, несмотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способности навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.
Социальная власть предопределяется экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, первоноситель власти.4
Власть невозможна без
объектов воздействия — индивидов,
их объединений, групп, классов, общества
в целом. Иногда субъект и объект
власти совпадают (непосредственно
общественная власть), но чаще всего
властвующие и подвластные
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее структурных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна претворить властную волю в жизнь.
Власть бывает сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Социальная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью и организованностью.
Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.5
§1. ЕЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ
Социальная власть по своей структуре сложна и неоднозначна, но особое внимание необходимо сделать на разделении ее на два вида: политическую и неполитическую.
Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.
Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Существует два подхода к пониманию ее природы. Сторонники одного из них видят политику в любом, самом малом человеческом коллективе, даже в семье, и полагают, что она и, соответственно, политическая организация общества, политическая власть существовали уже в сегментарных коллективах примитивного человеческого стада охотников-собирателей. Современный английский исследователь П. Кальверт считает, что своя политическая система (и соответственно — политическая власть) существует в каждом городе, фирме, профсоюзе, племени, клубе и т.д.
Также как упоминалось выше, представляется, что политическая власть обладает своей спецификой и не присуща любому объединению людей. Корпоративную власть коллектива, общественного объединения, организации нельзя отождествлять с политической властью. Имеется лишь один уникальный коллектив, в котором может возникнуть данная особая разновидность социальной власти — это социально асимметричное (в разных пониманиях — классовое) человеческое общество, всеобъемлющий коллектив в более или менее определенных географических границах (страна, город-государство и т.д.), а иногда — в кочующем сообществе (например, у монголов в средние века), в редчайших случаях — в освобожденных в результате борьбы от колонизаторов районах (Гвинея-Бисау, Ангола, Мозамбик). Классовым, причем классово антагонистическим, такое общество становится на определенном этапе своего развития. В дальнейшем классовые антагонизмы могут стираться, сохраняться в подспудной форме или почти исчезать, но опять-таки лишь на определенной стадии общественного развития, в условиях научно-технического прогресса, способного обеспечить материальный достаток различным социальным слоям и, что особенно важно отметить, в результате правильной социальной регулирующей роли государства. Возникнув из социальной асимметрии общества (не без участия других причин, о которых сказано выше), государство, государственная власть становятся фактором, сглаживающим наиболее острые формы асимметрии в обществе, хотя различия, а, следовательно, и противоречия в обществе остаются всегда.6
Политика несомненно связана с функционированием государства и осуществлением государственного управления: действия можно считать политическими, если они так или иначе влияют на государственные институты (или институты аналогичные им в догосударственных общественных системах) и формирование правительственной политики. Это, однако, не означает, что политика ограничивается сферой принятия политических решений в государственных структурах, базирующихся на легальном авторитете. Многие важные события политической жизни происходят вне непосредственной сферы деятельности государства и правительства. При этом они не обязательно связаны с легитимными действиями и имеют легальный статус. Если процесс управления в социальной общности основывается как на легальных, так и на нелегальных (незаконных) формах осуществления власти и влияния или даже исключительно на насилии, не имеющем каких-либо легитимных оснований, то все равно мы имеем дело с политикой. Политика включает в себя все социальные отношения и события, которые оказывают существенное влияние на жизнь социальной общности, она выражается в любых действиях людей, направленных на изменение или сохранения условий их жизнедеятельности.7
Неполитическая власть — это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих непосредственного отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Особенно активно она проявляется на местном уровне и в мелких социальных системах (семья, религиозная община, жилой комплекс). Важное место она занимает и в процессе производства, в торговых, хозяйственных и иных отношениях, связанных с экономикой.
ГЛАВАII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА. СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Политическая власть неразрывно связана с властью государственной. При стандартной ситуации (если, например, нет революционного двоевластия или речь не идет о районах, освобожденных повстанцами от колонизаторов) политическая власть находит свое продолжение в государственной власти, последняя является главным, решающим, типичным способом осуществления политической власти. Тем не менее первую следует отличать от второй.
Во-первых, не всякая политическая власть является государственной, хотя всякая государственная власть имеет политический характер. Такое различие можно было наблюдать в условиях трехмесячного двоевластия в России 1917 г. (власть Временного правительства и власть Советов — негосударственной организации в то время). Гораздо более длительным и территориально обособленным было существование двух властей в ходе четвертьвековой (до 1949 г.) вооруженной борьбы в Китае (власть гоминдановского правительства и так называемые красные, советские, освобожденные районы). Аналогичное положение имело место в Лаосе (до 1975 г.), в освобожденных от португальских колонизаторов районах Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбике (до провозглашения государств в 1974 г. и 1975 г.). Это была предгосударствениая политическая власть борющегося народа. В этих странах она стала в итоге государственной властью.
Информация о работе Государственная власть как вид социальной власти