Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель данной работы - разобрать понятие государственной власти, а также ее структуру.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- изучить структуру государственной власть в РФ.
Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основные понятия о государственной власти ………………. 4
1. 2 Признаки государственной власти………………………………… 10
Глава 2. Структура государственной власти………………………….. 13
2.1 Исполнительная власть РФ…………………………………………. 16
2.2 Законодательная власть России…………………………………….. 20
2.3 Судебная власть в Российской Федерации………………………… 22
Заключение……………………………………………………………… 28
Список используемой литературы…………………………………... 30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные понятия о государственной власти ………………. 4
1. 2 Признаки государственной власти………………………………… 10
Глава 2. Структура государственной власти………………………….. 13
2.1 Исполнительная власть РФ…………………………………………. 16
2.2 Законодательная власть России…………………………………….. 20
2.3 Судебная власть в Российской Федерации………………………… 22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………... 30
Введение
Чтобы разобраться в проблеме государственной власти, необходимо знать, что такое власть вообще. Известно, что государственная власть является не единственным видом общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.
При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.
Власть как категорию можно определить как соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном обществе воле.
Основоположники марксизма
характеризовали
Кроме того, при демократическом режиме вряд ли целесообразно делить общество на только властвующих и только подвластных. Ведь даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являясь одновременно объектом и субъектом власти. Однако полного совпадения между этими категориями нет даже в демократическом обществе. Если такое тождество наступит, то государственная власть утратит политический характер и превратится в непосредственно общественную, без государственных органов управления.
Часто государственная власть отождествляется с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо, поскольку политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Необходимо подчеркнуть, что властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Такое разнообразие взглядов на понятие «государственная власть» и делает данную тему актуальной, а также очень интересной и насыщенной.
Цель данной работы - разобрать
понятие государственной
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- изучить структуру государственной власть в РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе раскрываются основные понятия о государственной власти вообще, и о государственной власти в Российской Федерации - в частности. Далее исследуются признаки государственной власти в РФ. Во второй главе рассматривается структура власти и ее элементы - законодательная, исполнительная и судебная.
Литература, используемая в данной курсовой работе состоит из учебников по дисциплине «Теория государства и права» под редакцией или авторством Венгерова А.Б., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и др.
Глава 1. Основные понятия о государственной власти
Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которому развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.
Наиболее важными принципами Конституции РФ являются такие принципы, как права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.
Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции. Среди ее норм есть, например, такие, как запрет присвоения власти в РФ; осуществление власти народом (непосредственно путем выборов или референдума и в органах государственной власти, и местного самоуправления); установление системы органов государственной власти и обеспечение осуществления их полномочий и т.д.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей.
Принцип этот не нов, он был выдвинут на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии. Впервые принцип разделения властей был разработан англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают с выдвижением исходных идей.1
Идеи Локка и Мотескье неразрывны со временем, когда они жили и творили. Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной»2.
Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы в равной степени выражают целостную концепцию, народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации - является верховным представителем государства, на которого возложены задачи, связанные с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства, главой которого он является, за, надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, он отвечает и за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга.
Сильный Президент не должен быть лишь «представителем нации», «олицетворением единства государства» - то есть символической фигурой, подписывающей не им разработанные решения. Ему должны принадлежать кадровая и законодательная инициативы. Слабая власть - причина серьёзных потрясений и негативных последствий для всего государства. В условиях, когда анархия, остается в России постоянной угрозой, фигура сильного главы государства на фоне возможных слабых коалиций и неустойчивых правительств может явиться гарантом государственной стабильности, но при необходимых сдержках и противовесах.
Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится под ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. Он не назван главой исполнительной власти, но объем его полномочий свидетельствует, о его фактическом верховенстве в этой сфере. В его статусе закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, такие как: решения об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации, по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и председателей Центрального Банка РФ, Генерального прокурора и других.
Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание РФ, состоящие из двух палат. Государственной Думы и Совета Федерации. К основным положениям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президента на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
Законы принимаются
Искусственное разграничение полномочий двух палат Федерального Собрания приводит к утрате целостности единого органа государственной, представительной власти. Некоторые важнейшие вопросы решает немногочисленный Совет Федерации (ст. 102 Конституции РФ), половина депутатских мест, в котором отведены «сослуживцам» Президента по исполнительной линии. Например, вопрос об утверждении указа о чрезвычайном положении или назначении по предложению Президентом Генерального Прокурора. Об опасной декларативности Парламента свидетельствует и то, что Совет Федерации свои решения по конституционным законопроектам должен принимать большинством, в три четверти голосов (ст. 108 Конституции РФ).
«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» - гласит ст. 110 Конституции РФ. Председатель правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципов сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и Федеральных министров.
Многие считают, что исполнительная
власть является доминирующей в системе
«сдержек и противовесов», и поэтому
России нужна сильная исполнительная
власть. Эта тенденция государственно-
Отношение судебной власти с законодательной и, особенно исполнительной властью не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения: Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). На самом деле, судьи не столь независимы, как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнения независимость суда, а тем более представленный характер судебной власти. Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт принятия заседателей, призванный гарантировать независимость судов.
Особое значение в системе «сдержек и противовесов» имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль.
Весьма важным и очень любопытным вопросом в данной теме остается вопрос о методах осуществления государственной власти. Выделяют следующие виды методов осуществления власти:
- делегирование представителей
политических партий в
- разработка и реализация политических программ;
- это метод политической
- метод политических
- также морального
- и, ставший традиционным, метод убеждения4.
Информация о работе Государственная власть. Понятие и структура