Государственная власть. Понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - разобрать понятие государственной власти, а также ее структуру.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- изучить структуру государственной власть в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основные понятия о государственной власти ………………. 4
1. 2 Признаки государственной власти………………………………… 10
Глава 2. Структура государственной власти………………………….. 13
2.1 Исполнительная власть РФ…………………………………………. 16
2.2 Законодательная власть России…………………………………….. 20
2.3 Судебная власть в Российской Федерации………………………… 22
Заключение……………………………………………………………… 28
Список используемой литературы…………………………………... 30

Файлы: 1 файл

гос власть.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Что касается полномочий Верховного Суда как суда первой инстанции  по делам вверенной ему компетенции, то в соответствии с Концепцией судебной реформы, предлагается максимально ограничить их либо вовсе убрать. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции.

Долгое время считалось, что руководящие указания Пленума  Верховного Суда обязательны для  судов. Однако это положение противоречит принципу независимости судей и  подчинения их только закону. Статья 126 изменила данное положение и сегодня уже не рассматривает вышеназванные разъяснения в качестве обязательных для судей.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 127 Конституции, является высшим судебным органом по решению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Система арбитражных  судов в России состоит из Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, Высших арбитражных судов республик  в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских арбитражных  судов, арбитражного суда автономной области, арбитражных судов автономных округов; арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Конституция возлагает  на Высший Арбитражный Суд выполнение следующих функций: разрешение отнесенных к его ведению споров в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществление судебного надзора, т.е. проверки законности вступивших в силу решений и определений арбитражных судов; дачу разъяснений по вопросам судебной практики.

Основной функцией Высшего  Арбитражного Суда является разрешение экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений, возникающих  в связи с признания права  собственности на имущество, с истребованием имущества, находящегося в и федеральной собственности и т.д. Кроме этого статья 127 предусматривает и иные правомочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К таким правомочиям относится рассмотрение дел в сфере управления с участием государственных и иных органов Российской Федерации, таких как о признании недействительности актов государственных и иных органов, о возмещении убытков, причиненных этими актами и т.п. Наконец, Конституция возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью иных арбитражных судов. Этот надзор осуществляется на основании Федерального закона в процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер.

Часть вторая статьи 125 регулирует полномочие Конституционного Суда в  области контроля за соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов. В Конституции определены объемы конституционного контроля. Отправной точкой в этой сфере является сама Конституция России, поскольку именно она имеет высшую юридическую силу, ее приоритет является неотъемлемым и непременным признаком демократического правового государства12.

Помимо рассмотрения вопросов о соответствии Конституции  нормативных актов. Конституционный  Суд Российской Федерации обладает правом разрешать споры о компетенции  между различными органами (федеральными и субъектов Федерации государственной власти всех видов); рассматривать дела о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, реально обеспечивая эти права и свободы; а также толковать Российскую Конституцию.

 

Заключение

Подводя итог работы, хочется  отметить, что государственная власть является, разновидностью общественной власти, которая осуществляется либо непосредственно самим государством, либо санкционирована им, то есть проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке. Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства, исследователи обращают внимание на ее публичный характер.

Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которому развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.

Наиболее важными принципами Конституции РФ являются такие принципы, как права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации  с ее субъектами и разграничение  полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной  власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы в равной степени выражают целостную концепцию, народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Весьма важной и очень  любопытной остается проблема методов  осуществления государственной  власти. Это, делегирование представителей политических партий в представительные и административные органы власти; разработка и реализация политических программ; это метод политической дискуссии; политических компромиссов; морального стимулирования и, ставший традиционным, метод убеждения.

Относительно последнего, обратим внимание на то, что механизм убеждения включает совокупность идеологических социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

В литературе подчеркивается, что убеждение это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-направленными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Отметим, что с развитием  процесса демократизации, роль и значение метода убеждения в осуществлении политической власти закономерно возрастают. В литературе выделяют исследователи еще один метод - метод государственного принуждения, он ограничивает свободу человека. Ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Ученые все же полагают, что относительно к проблеме политической (государственной) власти более приемлем метод убеждения. В реализации метода принуждения политическая власть, на наш взгляд, в определенной мере теряет политический характер.

Политическая власть детерминируется властью экономической. Но между этими понятиями существует и обратная связь. Именно от политической власти и ее решений во многом зависит  уровень и темпы экономического развития.

Всякая власть, в том  числе государственная, по-настоящему устойчива и сильна, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы и противоречивыми, частью непримиримыми интересами.

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.

2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

 

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М.: Омега-Л, 2012.-312 с.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 1995. - 256 с.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 495 с.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 472 с.

7. Правоведение / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. Серия «Учебники Феникса». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. - 416 с.

8. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2006. - 512 с.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Омега-Л, 2012. - 377 с.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2002. - 570 с.

11. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2002. - 776 с.

12. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 2000

 

 

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2002. - С. 129.

2 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2002. - С. 169.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - Омега-Л, 2012 - С. 79.

4 Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2006. - С. 126.

5 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2002. - с. 128.

6 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2002 - С. 131.

7 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - С. 97.

8 Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - С. 112.

9 Венгеров А.Б. Теория государства и права Омега-Л, 2012. - С. 72.

10 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2002 - С. 137.

11 Правоведение / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. Серия «Учебники Феникса». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. - С. 118.

12 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Омега-Л, 2012. - С. 89.




Информация о работе Государственная власть. Понятие и структура