Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 22:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия «государственная власть», определение его основных свойств, а также форм, посредством которых данная государственная власть осуществляется.
Задачи исследования:
а) дать понятие и рассмотреть свойства государственной власти;
б) определить формы осуществления государственной власти;
в) рассмотреть органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава I. Понятие и свойства государственной власти ……………………. 5
1.1.Понятие государственной власти ……………………………………… 5
1.2. Признаки государственной власти ………………………………………. 8
1.3. Свойства государственной власти 10
Глава II. Формы осуществления государственной власти ………………. 13
Глава III Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти 15
3.1. Президент……………………………………………………………….. 18
3.2. Законодательная власть ………………………………………..………. 20
3.3. Исполнительная власть 24
3.4. Судебная власть 25
Заключение …………………………………………………………………... 27
Список источников и литературы …………………………………………. 28
- осуществление властных
полномочий в специфических
- прерогативу государства
отменять, признавать ничтожными
акты других субъектов
Государственный суверенитет
включает такие
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
Глава II. Формы осуществления государственной власти
Формы осуществления государственной власти- это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоисполнительской деятельности
зависит тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы или они
останутся лишь благими пожеланиями законодателя.
Основное бремя по исполнению правовых
норм лежит на органах управления (исполнительно-
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой
объем организационно-
Глава III. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти
По Конституции РФ 1993 г. (статья 11, часть 1), государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Статья конкретизирует предыдущую статью 10 Конституции РФ. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." 4
Этому принципу соответствует не только организация федеральной государственной власти, но и организация государственной власти на уровне субъектов федерации (статья 11, часть 2), которые, однако, имеют возможность сами детализировать этот общий принцип.
Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, во-первых, тем, что осуществляющий ее орган — парламент — получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства; во-вторых, тем, что эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент РФ (см. также Государственная Дума, Совет Федерации). Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). Субъект федерации может законодательствовать по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов федерации.
Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РФ. На эту ветвь власти возложено исполнение законов, отсюда и ее название. Ее именуют также правительственной властью, однако Конституция РФ это понятие не использует.
В субъектах Российской Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Их система, так же как и наименование, самостоятельно устанавливается субъектами федерации, но эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации исполнительной власти, установленным федеральным законом. В пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статьи 71, 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительных органов власти в Российской Федерации. В этом отличие от представительных органов на уровне федерации и на уровне субъектов федерации, которые соподчиненную систему не образуют. Исполнительные органы субъектов федерации по указанным предметам ведения подчинены федеральным органам исполнительной власти, и акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации. По взаимному соглашению федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов федерации они могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (статья 78).
Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие “судебная власть” (наименование главы 7), чтобы подчеркнуть ранее недооцененные роль и значение правосудия в жизни общества и государства. Главная задача постепенно реализуемой судебной реформы в РФ — утверждение судебной власти как самостоятельной и действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом (см. Конституционный статус судей). В соответствии с Конституцией РФ (статья 118, часть 2) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое из них охватывает определенные виды дел, разбирательство по которым происходит в жестких рамках, установленных процессуальным законом процедур. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Гражданское и административное судопроизводство — это сфера так называемых общих судов и арбитражных судов; и те и другие образуют инстанционные соподчиненные системы, возглавляемые соответственно Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом. Уголовное судопроизводство осуществляется системой общих судов. Таким образом, в РФ действуют три юрисдикции, которые в совокупности образуют судебную систему РФ. Вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении федерации (статьи 71, 118), что является необходимым условием обеспечения в стране единого правового (а соответственно и экономического) пространства. Конституция РФ предусматривает издание федерального конституционного закона о судебной системе (статья 118, часть 3).
3.1. Президент
Статус Президента Российской Федерации определяется в четвертой главе Конституции5.
Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней политики. Президент определяет основные направления внешней политики. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование .
Один и тот же человек не может выдвигаться на пост Президента РФ более двух сроков подряд по шесть лет6. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
Президент действует не как указывающая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его.
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях.
Хотя Президент РФ по характеру конкретных полномочий и деятельности ближе всего к исполнительной власти, тем не менее он не может быть отнесен к какой-либо из трех ее ветвей.
Как носитель государственной власти Президент РФ призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он — гарант Конституции, независимости и государственной целостности РФ, то есть ее суверенитета (статья 80, часть 2)Роль Президента РФ в осуществлении государственной власти первостепенна.
3.2. Законодательная власть
Федеральное собрание - парламент Российской
Федерации является представительным
и законодательным органом Российской Федерации.
Он состоит из двух палат Совета Федерации
и Государственной Думы. Формально Совет
Федерации не является верхней палатой
парламента, а Государственная Дума - нижней
(это не установлено Конституцией).
Государственная Дума и Совет Федерации
имеют разные статусы, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации, Регламенте
Государственной Думы, Регламенте Совета
Федерации и действующих федеральных
законах. Деятельность Государственной
Думы основывается на принципах политического
многообразия и многопартийности, коллективном,
свободном обсуждении и решении вопросов.
Совет Федерации7. Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.