Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение государственной власти, ее свойств и форм осуществления.
Задачи, которые стоят передо мной для достижения данной цели, это изучение различной литературы по данной теме.
Данная курсовая работа состоит из трех частей. В первой части дается определение понятия «государственная власть», раскрывается ее сущность, рассматриваются виды государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Государственная власть и ее особенности…………………………. 4
Понятие «государственной власти» и ее особенности .................. 4
Виды власти………………………………………………………... 7
Свойства власти.................................................................................. 10
Формы осуществления государственной власти…………………. 11
3.1. Правовые и неправовые формы осуществления государственной власти…………………………………………………...... 11
3.2. Способы осуществления государственной власти………..….. 16
Заключение……………………………………………………..……………. 20
Список литературы………………………………………….……………… 22

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессиального образования

«УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЕ

620014 г. Екатеринбург, ул. Маршала  Жукова, 4 А

 

 

 

Кафедра ______________________________________________________________

 

Фамилия ________________________   Имя ____________________  Отчество___________

 

Комплектующий орган_________________________________________________________

 

Вид обучения: заочное срок обучения_________________Курс________набор_________

 

№ группы__________№  зачетной книжки_____________________________________

 

Курсовая (контрольная) работа, реферат, практикум_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вариант №____________________________

 

Тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата сдачи работы в секретариат_________________________________________________

 

Дата  получения работы секретариатом ____________________________________________

 

Дата  получения работы кафедрой ________________________________________________

 

Дата  окончания проверки работы преподавателем __________________________________

 

Подпись преподавателя (Ф.И.О.) _________________________________________________

 

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………… 3

1. Государственная власть и ее особенности…………………………. 4

  1. Понятие «государственной власти» и ее особенности .................. 4
  2. Виды власти………………………………………………………... 7
  3. Свойства власти.................................................................................. 10
  4. Формы осуществления государственной власти…………………. 11

3.1. Правовые и неправовые формы осуществления государственной власти…………………………………………………...... 11

3.2. Способы осуществления государственной власти………..….. 16

Заключение……………………………………………………..……………. 20

Список литературы………………………………………….……………… 22

 

Введение

 

Государственная власть в стране обеспечивает управление различными социальными процессами для сохранения и развития общества. В этом заключается  ее миссия. Государственная власть должна концентрировать и выражать интересы всего общества в целом, а не отдельные его индивидов или социальных групп, иначе государственная власть не сможет обеспечить управляемость социальными процессами в масштабах всего общества. Именно это и объясняет актуальность написания данной курсовой работы. Значимость данной курсовой работы обуславливается тем, что определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Целью написания данной курсовой работы является изучение государственной  власти, ее свойств и форм осуществления.

Задачи, которые стоят  передо мной для достижения данной цели, это изучение различной литературы по данной теме.

Данная курсовая работа состоит из трех частей. В первой части дается определение понятия  «государственная власть», раскрывается ее сущность, рассматриваются виды государственной власти.

Во второй части выявляются свойства государственной власти.

Третья часть данной курсовой работы посвящена формам осуществления  государственной власти. Здесь дается понятие форм осуществления государственной власти, рассматриваются существующие формы осуществления государственной власти.

При написании данной курсовой работы мною были изучены  и использованы труды таких авторов, как: А.Б. Кистяковский, В.В. Лазарев, С.С. Алексеев, Ю.Г. Волков и др. Также были изучены Конституция РФ и различные периодические издания.

 

1. Государственная власть  и ее особенности

1.1. Понятие  «государственной власти» и ее  особенности

 

Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает управляемость всем обществом в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации государства.

В процессе исторического  развития общественная жизнь от простейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интересами людей, переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифференцируется). На основе возрастающих потребностей возникают новые направления деятельности людей. Появляются субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни, появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между социальными группами, между социальными группами и обществом в целом.

Обеспечить в этих условиях управляемость социальными процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов. Поэтому в целях обеспечения единства общества, согласования интересов и предотвращения столкновений формируется и функционирует особая государственная власть.

Государственная власть отличается от других форм социальной власти тем, что концентрирует и  выражает интересы общества в целом, а не отдельных индивидов или  социальных групп. Она обеспечивает управление наиболее важными для сохранения и развития общества социальными процессами. Она осуществляется выделенной из общества специальной организацией властного управления - государством.

Власть в самом общем  виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление  социальное, то есть общественное.

2. Власть является  атрибутом (неотъемлемым компонентом)  общества на всех этапах его  развития. (Поэтому, кстати, не корректно  такое, встречающееся в литературе, словосочетание, как "социальная власть", ибо власть всегда социальна). То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление - явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное. Суть этого момента более полно раскрывается в следующем признаке власти.

3. Власть может существовать  и функционировать лишь в рамках  общественного отношения, то есть  такого отношения, которое существует  между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.

4. Осуществление власти  всегда представляет собой интеллектуально-волевой  процесс, когда властный импульс,  исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения,  в рамках которых существует  и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношений подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Важнейшим признаком  власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

 

1.2. Виды власти

 

Существуют различные  виды власти.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

  1. власть в масштабе всего общества;
  2. власть внутри того или иного коллектива (организации);
  3. власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той  или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в  зависимости от способа организации  и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть в обществе (и прежде всего это  касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения  между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Информация о работе Государственная власть