Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение государственной власти, ее свойств и форм осуществления.
Задачи, которые стоят передо мной для достижения данной цели, это изучение различной литературы по данной теме.
Данная курсовая работа состоит из трех частей. В первой части дается определение понятия «государственная власть», раскрывается ее сущность, рассматриваются виды государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Государственная власть и ее особенности…………………………. 4
Понятие «государственной власти» и ее особенности .................. 4
Виды власти………………………………………………………... 7
Свойства власти.................................................................................. 10
Формы осуществления государственной власти…………………. 11
3.1. Правовые и неправовые формы осуществления государственной власти…………………………………………………...... 11
3.2. Способы осуществления государственной власти………..….. 16
Заключение……………………………………………………..……………. 20
Список литературы………………………………………….……………… 22

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь  в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой - они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

 

2. Свойства власти

 

К особым свойствам государственной  власти можно отнести следующие:

  1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
  2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
  3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
  4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
  5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения • юридических норм.
  6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

3. Формы осуществления  государственной власти

 

Функции государства реализуются  в конкретных действиях, совершаемых  субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и  могут быть сведены в более  или менее однородные группы. Внешнее  практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

 

3.1. Правовые и неправовые  формы осуществления государственной  власти

 

Выделяются правовые и неправовые формы осуществления государственной власти. Рассмотрим каждый из видов форм более подробно.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с  совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространенно деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государственном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений.

Имеются серьезные аргументы  в пользу более широкого использования  административных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторонами, дает им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопросам его исполнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, - непосредственно приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность особенно точного регулирования договором отношений между сторонами и установления точной регламентации тех вопросов, в которых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей односторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не дает достаточных гарантий точного и полного учета интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельности. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение гласности. демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, нетрадиционными по своей  природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые  необходимо глубоко и всесторонне  исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосредственными сторонами в целях координации их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с помощью административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) - это ответственность  по инстанциям: для государственных  органов -- перед вышестоящими органами; когда договор заключается между государственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит значительно сложнее. В последнем случае ответственность не носит государственно-правового характера, но и не является чисто административно-правовой в традиционном смысле. Природа ее двойственна и определяется неоднородностью участвующих в договоре сторон. Государственный орган может нести ответственность перед вышестоящей инстанцией - общественная организация вправе потребовать у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выполнению обязательств со стороны подчиненного ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных лиц.

Другая сторона договорных отношений общественная организация; государственный орган, конечно, не может побудить ее к выполнению взятых обязательств. Но, поскольку договор (соглашение) от имени общественной организации заключает, как правило, ее постоянно действующий выборный орган, значит, он ответствен перед ней в лице ее общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осуществить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в отношении их ответственность негосударственного характера.

Убеждение это способ активного воздействия на волю и  сознание человека идейно-нравственными  средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение  основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.. Неправовое государственное принуждение является насилием. В общем смысле под насилием субъекта власти понимается уничтожение подвластного объекта, нарушение физической целостности подвластного объекта, воздействие на психику подвластного объекта, повреждение или уничтожение материальных ценностей, совершенные с целями, противными основам естественного правопорядка и нравственности. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

Выделяют также такую  форму осуществления государственной  власти, как государственный контроль. Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной  власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.

Выделяют следующие  виды государственного контроля:

  • внешний контроль, осуществляемый субъектами, организационно и функционально независимыми в своей деятельности от органов государственной власти Российской Федерации.
  • внутренний контроль, осуществляемый в рамках системы органов государственной власти, служащий обеспечению надлежащего исполнения нижестоящими органами и должностными лицами решений вышестоящих органов и должностных лиц, а также обеспечению исполнения агентами и уполномоченными органов государственной власти своих обязательств, обеспечению наблюдаемости и управляемости процессами со стороны органов государственной власти.

 

3.2. Способы осуществления государственной власти

 

Способы осуществления государственной власти объясняет понятие «государственный режим». Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические. Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных  режимов - прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов -догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.

Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с тоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив  деспотии в ХХ в. в эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.

Демократия в современном  смысле этого понятия означает формально  равное участие полноправных граждан  в формировании и осуществлении  государственной власти. Принцип  демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной  демократии прежде всего являются политические свободы идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму  демократии. Обычно демократию объясняют  как «народовластие». Имеется в виду народ как некий абстрактный субъект власти.. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой «власти народа», тем более «непосредственной власти народа», а есть демократически организованная государственная власть.

Информация о работе Государственная власть