Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы подробное изучение государственного устройства и управления, становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования, требования к подготовке специалиста и его виды деятельности. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: изучить:
- Государственное устройство современной России
- Функции государства, задачи и методы государственного управления
- Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования
- Направления и виды деятельности специалиста
- Требования к подготовке специалиста
Введение………………………………………………………………………………. 3
1.Государственное устройство и управление……………………………………. 5
1.1 Государственное устройство современной России…………………………. 5
1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления… 7
2. Государственное и муниципальное управление: о настоящем и будущем специальности……………………………………………. 9
2.1Становление специальности ГМУ……………………………………………. 9
2.2. Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования…………...13
3.Требования к подготовке специалиста и его виды деятельности…………..20
3.1Направления и виды деятельности специалиста…………………………….20
3.2 Требования к подготовке специалиста……………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………… 25
Список литературы……………………………………………………………….. 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему:
«Государственное и муниципальное управление как специальность высшего профессионального образования»
Выполнила студентка
Научный руководитель
Ростов-на-Дону
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Государственное устройство и управление……………………………………. 5
1.1 Государственное устройство современной России…………………………. 5
1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления… 7
2. Государственное и муниципальное
управление: о настоящем и будущем специальности……………………………………………
2.1Становление специальности ГМУ……………………………………………. 9
2.2. Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования…………...13
3.Требования к подготовке специалиста и его виды деятельности…………..20
3.1Направления и виды деятельности специалиста…………………………….20
3.2 Требования к подготовке специалиста……………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………
Введение
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что качество государственного управления определяется прежде всего качеством кадрового состава работников органов управления, запасом имеющихся у них профессиональных знаний и способностью применять их в своей деятельности.
При этом профессионализм людей, занятых в государственной службе, предполагает не столько так называемое “отраслевое” знание, сколько знание и понимание механизмов взаимодействия государства, общества и отдельных граждан в период радикальной замены всех ранее действовавших на новые. Понимание необходимости организации работы государственного аппарата по-новому привело к введению такого социального института как «государственная служба».
В целях более быстрого становления современной, соответствующей российским реалиям государственной службы еще в 1991 году было принято решение о создании системы специализированных учебных заведений (кадровых центров, впоследствии преобразованных в региональные академии государственной службы), главной задачей которых были определены подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.
Чуть позже, в начале
1992 года, в классификатор специальностей
высшего профессионального
Актуальность выбранной темы обусловлены всем выше перечисленным и особой ролью в современном, все усложняющемся мире науки об управлении – менеджменте – и специалистам этой профессии - менеджерам.
Управление необходимо на любом уровне: предприятия, банка, учебного заведения, больницы, государства, города и т.д.
Соответственно этому может быть производственный, финансовый, социальный, государственный, муниципальный и другой менеджмент.
Давно известно, что негодный управленец может в короткие сроки привести предприятие к банкротству, а талантливый менеджер – к успеху. То же относится и к городу. Управлять современным городом ничуть не легче, чем самым крупным промышленным предприятием. Менеджмент как наука об управлении тесно связан с экономикой. Крупнейшие капиталистические фирмы держат в штатах профессиональных экономистов и менеджеров, готовят кадры менеджеров в университетских центрах. Без современных знаний в области экономики и менеджмента эффективное хозяйствование невозможно.
К современному менеджеру предъявляются исключительно высокие требования. Он должен разбираться в вопросах экономики, политики, финансов, права, человеческой психологии, уметь работать в коллективе, ясно и логично излагать и защищать свои мысли, хорошо знать конкретную сферу своей профессиональной деятельности, быть всесторонне развитым, цивилизованным, культурным человеком. Для городского (муниципального) менеджера особое значение имеет работа с людьми, с населением. Ведь городская власть существует для блага людей и может эффективно функционировать только опираясь на поддержку населения. Задача будущих менеджеров - быть на высоте современных
требований.
Поэтому цель курсовой работы подробное изучение государственного устройства и управления, становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования, требования к подготовке специалиста и его виды деятельности.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: изучить:
- Государственное устройство современной России
- Функции государства,
задачи и методы
- Становление специальности
“Государственное и
-Направления и виды деятельности специалиста
- Требования к подготовке специалиста
1.1 Государственное устройство современной России
Согласно Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в 1993 году, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства (статья 2). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (п.1 статьи 3). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п.2 статьи 4).
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1 статьи 7).
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие и многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13).
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (п.1 статьи 14).
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Федеральными органами государственной власти являются Президент
РФ, Федеральное Собрание
(Совет Федерации и
Как федеративное государство, РФ состоит из 89 субъектов федерации. Ими являются республики (21), края (6), области (49), города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская), автономные округа (10) – статья 65. Все субъекты РФ равноправны (п.1 статьи 5). Конституция определяет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации (статья 71) и вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (статья 72). Установлено, что по вопросам, не перечисленным в статьях 71 и 72, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (статья 73).
Местную власть в РФ осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления
В чем состоят функции, обязанности государства, что такое государственное управление, какие задачи оно должно решать, чем и как управлять ? Функции государства могут быть разделены: на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся:
а) защита прав и свобод граждан, их жизни, достоинства, собственности;
б) государственное регулирование экономики, хозяйственной деятельности;
в) государственное регулирование социальной сферы, культурной, научной и иной деятельности;
г) карательная функция – подавление покушений на государственный строй, собственность, жизнь, права и свободы граждан, нарушений общественного порядка.
В решении этих задач государство использует методы административного и экономического регулирования, а также методы идеологического воздействия. Административные методы – издание обязательных для исполнения законов, система наказаний за их несоблюдение. Экономическое регулирование – система налогов, таможенных сборов, бюджетное финансирование, система акцизов, социальных и других льгот, с помощью которых поддерживаются или ограничиваются отдельные виды деятельности. Идеологическое воздействие осуществляется через средства массовой информации и имеет целью воспитание в гражданах чувства патриотизма, гордости за свою страну, желания содействовать ее процветанию. Одним из средств воспитания патриотизма является использование государственной символики.
В то же время, государство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан, если это не затрагивает интересов других граждан или общества, в деятельность хозяйствующих субъектов, политических партий, общественных, религиозных и других организаций, если они ненарушают закон.
Внешние функции государства:
а) оборона границ, защита суверенитета и независимости страны;
б) внешнеполитическая деятельность;
в) внешнеэкономическая деятельность;
г) представление и защита интересов своих граждан за рубежом;
д) укрепление своего престижа в мире, завоевание достойного места в ряду других стран, для крупных и экономически сильных государств установление сфер влияния, а в прошлые времена – захват колоний.
Методы решения внешних задач государства: дипломатические, экономические и военные.
2. Государственное и муниципальное управление: о настоящем и будущем специальности
2.1Становление специальности ГМУ
Становление специальности ГМУ, начавшееся с момента ее включения в классификатор специальностей в марте 1992 года, оказалось оторвано от становления системы государственной и муниципальной службы в стране.
Специальность была введена в то время, когда не существовало ни одного нормативного акта, который определял бы параметры государственной и муниципальной службы в России. В то время рассматривались лишь проекты законов Российской Федерации о государственной службе, причем существенно различавшиеся концептуально. Следовательно, формировать содержание образования по этой специальности можно было, опираясь на общие представления о государственной службе, имеющийся зарубежный и складывающийся отечественный опыт.
Первый общероссийский нормативный акт, фиксирующий основные положения, регулирующие государственную службу, в частности, требования к образованию, появился только в декабре 1993 года (Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.№ 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе», Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5073).
В силу принятой в России схемы управления образованием содержание образования по данной специальности определялось федеральным органом управления образованием и, соответственно, в меру понимания этим органом, какой будет государственная (и муниципальная) служба в России. Было время (хотя и достаточно краткое), когда специальность именовалась “Государственное и региональное управление”. А в законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 упоминалась такая несуществующая в классификаторе специальностей, как “государственное управление” (пункт 6 данного Закона). То, что сейчас (поправкой к данному Закону от 18.02.99) название специальности приведено в соответствие с имеющимися реалиями, не изменило положение дел. А сравнение государственных образовательных стандартов т.н. “первого поколения”, принятых в 1995 году, показывает практически полное совпадение требований к подготовке специалистов по таким сущностно разным специальностям, как “государственное и муниципальное управление” и “менеджмент”.
Наиболее ярко разрыв связи между системой подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и самой службой виден на таком примере. При наличии примерно 150 государственных и негосударственных вузов, имеющих лицензии на подготовку специалистов с высшим образованием по этой специальности, значительном контингенте обучающихся и уже обученных в рамках получения первого высшего образования, строго говоря, ни один выпускник вуза по действующим законам не может быть принят на государственную или муниципальную службу непосредственно после окончания вуза.