Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы подробное изучение государственного устройства и управления, становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования, требования к подготовке специалиста и его виды деятельности. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: изучить:
- Государственное устройство современной России
- Функции государства, задачи и методы государственного управления
- Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования
- Направления и виды деятельности специалиста
- Требования к подготовке специалиста
Введение………………………………………………………………………………. 3
1.Государственное устройство и управление……………………………………. 5
1.1 Государственное устройство современной России…………………………. 5
1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления… 7
2. Государственное и муниципальное управление: о настоящем и будущем специальности……………………………………………. 9
2.1Становление специальности ГМУ……………………………………………. 9
2.2. Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования…………...13
3.Требования к подготовке специалиста и его виды деятельности…………..20
3.1Направления и виды деятельности специалиста…………………………….20
3.2 Требования к подготовке специалиста……………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………… 25
Список литературы……………………………………………………………….. 26
- каким образом обеспечить
соответствие требований к
Если учесть наличие множества вузов, осуществляющих подготовку специалистов по государственному и муниципальному управлению, в учебных планах которых много таких дисциплин, где нет устоявшихся (общепринятых) положений, можно смело предположить наличие концептуально различных моделей государственного и муниципального управления, которые внедряются в сознание обучающихся, а это не может не привести к возникновению противоречий между служащими, исповедующими разные научные школы.
Кстати, этот момент подчеркивает исключительность специальности “Государственное и муниципальное управление” в системе специальностей высшего образования, недооцениваемую в практике работы Министерства образования.
Поэтому необходимо так организовывать образовательную деятельность по подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих, чтобы она служила укреплению российской государственности, единства России. Одним из назревших моментов, на мой взгляд, является повышение жесткости регулирования содержания образования государственных и муниципальных служащих. Академические свободы должны в первую очередь касаться методик обучения и только после этого — содержания обучения.
В решении поставленных вопросов требуется развивать диалог и совместную работу органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и специализированных учебных заведений — с другой.
Перспективным выглядит развитие деловых отношений региональных академий государственной службы с полномочными представителями Президента в федеральных округах, ибо подготовка, повышение квалификации и переподготовка государственных служащих является составной частью кадровой политики, в том числе и для проведения которой был создан институт представителей Президента.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Государственная кадровая
политика только начинает
2. Работа с кадрами
фактически, в реальной практике
(а не на уровне деклараций)
пока не принадлежит к числу
приоритетных направлений
3. Формирование нормативно-
4. Значительная часть
управленческих кадров в
5. Во многих администрациях
отсутствует непосредственная
6. Органы власти и
управления мало влияют на
содержание обучения своих кадр
В целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления высококвалифицированными кадрами, формирования целостной кадровой политики в масштабах РФ и субъектов Федерации.
3.Требования к подготовке специалиста и его виды деятельности
Университетский характер подготовки специалистов позволяет им не замыкаться в узких рамках специализаций и работать во многих сферах экономики, заниматься разными видами деятельности. В частности, выпускники по специальности «Государственное и муниципальное управление» получат фундаментальные знания в вопросах экономики, права, социологии, менеджмента, финансов, системного анализа, управления городским хозяйством и социальной сферой и др. Преимущественными объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление» могут быть государственные и муниципальные органы представительной, исполнительной и судебной власти, иные государственные и муниципальные органы, организации и учреждения. Другой сферой могут быть различные предприятия городского хозяйства и социальной сферы, требующие квалифицированного управления. Типичные должности: специалист в структурном подразделении администрации города или городского совета по экономическому анализу и планированию, промышленной политике муниципалитета, управлению имуществом, земельными ресурсами, жилищно-коммунальным хозяйством города, транспортным обслуживанием
населения, кадровой политикой, планированию деятельности самих органов местной власти, контрольной работе и др.
3.1Направления и виды деятельности специалиста
Деятельность специалиста направлена на обеспечение рационального управления экономическими и социальными процессами на уровне городов, районов и других территорий, исходя из интересов населения, на организацию систем управления территориями, на совершенствование управления в соответствии с современными тенденциями.
Специалист государственного и муниципального управления должен уметь планировать свою индивидуальную и коллективную работу, ориентировать ее на достижение поставленных целей, на достижение конечного результата при рациональном использовании всех видов ресурсов. Он должен уметь руководить коллективом, осуществлять рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом, представлять свою организацию и ее интересы во внешней среде, исследовать и диагностировать возникающие проблемы и ситуации, строить прогнозы, формулировать цели и задачи, вести консультационную, методическую и образовательную работу с сотрудниками, осуществлять инновации в области управления.
Краткая характеристика
основных видов
а) управленческая деятельность. Это работа руководителя организации, учреждения, структурного подразделения, связанная с принятием управленческих решений; работа в структурных подразделениях администраций, обеспечивающих управление имуществом, землей, недвижимостью, отдельными отраслями городского хозяйства, связями с общественностью, в органах контроля и надзора;
б) организационная деятельность. Это работа, связанная с организацией, планированием и контролем самого процесса управления территорией;
в) экономическая деятельность, связанная с экономическим анализом, прогнозированием и планированием социально-экономического развития территории. Сюда входит разработка текущих и перспективных планов развития территорий, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, расчеты потребности в ресурсах, выбор наиболее эффективных решений в условиях ограниченности ресурсов;
г) планово-финансовая деятельность. Это работа в экономических и финансовых подразделениях органов власти и управления, связанная с организацией финансового планирования и управления через финансовые рычаги;
д) маркетинговая деятельность. В отличие от маркетинга на предприятии, предметом которого является его продукция или услуги, маркетинг территории - это работа по раскрытию ее потенциала для наиболее эффективного использования;
е) информационно-аналитическая деятельность. Объективная информация и объективный анализ действительного состояния дел всегда необходимы для принятия управленческого, экономического, проектного решения. Почти все органы местного самоуправления сегодня имеют в своих структурах информационно-аналитические службы, которые на основании изучения больших объемов внешней и внутренней информации вырабатывают соответствующие рекомендации по улучшению дела;
ж) проектно-исследовательская деятельность, Это работа по экономическому обоснованию проектных решений, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и развитием отдельных сфер городского хозяйства; работа в экономических подразделениях специализированных проектных организаций;
з) диагностическая деятельность. В процессе управления территорией постоянно возникают трудности и проблемы, причины и способы преодоления которых неочевидны. Нужны профессионалы, владеющие методами системного анализа, способные разобраться в проблеме (диагностировать ее) и предложить пути решения. Пока еще немногие города используют современные подходы к решению сложных проблем. Именно эту нишу призвана заполнить диагностическая деятельность менеджеров;
и) инновационная деятельность. Особый вид деятельности, связанный с внедрением всего нового в организацию управления;
к) методическая деятельность. Работа, связанная с обобщением имеющегося опыта и выработке методических рекомендаций по улучшению дела.
При некоторой дополнительной подготовке менеджер, по специальности «Государственное и муниципальное управление», может адаптироваться и к другим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской; финансовой, финансово-хозяйственной, аудиторской, биржевой и др. Эти виды более специальности «Финансы и кредит», но для менеджера с хорошей экономической подготовкой эта проблема вполне разрешима.
3.2 Требования к подготовке специалиста
Выпускник должен гармонично сочетать в себе высокий уровень фундаментальных научных знаний и профессиональной подготовки.
Специалист в сфере государственного и муниципального управления должен отвечать следующим общим требованиям:
- знаком с основными
учениями в области
- знает основы Конституции и законодательства РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их в своей работе;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях в живой и неживой природе, владеет научными методами познания природы на уровне, необходимом для решения профессиональных технико-экономических, экологических и других задач;
- способен продолжить
обучение и вести
- имеет научное представление
о здоровом образе жизни,
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы,
способен в письменной и
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, использовать современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, знает ее основные проблемы, владеет профессиональными дисциплинами, понимает их взаимосвязь;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи;
- способен к проектной деятельности, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен ставить цели и формулировать задачи, связанные с выполнением профессиональных функций, умеет использовать для решения этих задач методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления персоналом, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами организационных структур и деятельности местных органов власти.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:
— необходимо “состыковать”
процесс регулирования высшего (и
среднего) профессионального образования
по нашей специальности и процесс
нормативного регулирования системы
государственной и муниципально
— необходимо “состыковать”
регулирование содержания базового
(высшего профессионального) и дополнительного
профессионального образования
государственных и
В решении поставленных вопросов требуется развивать диалог и совместную работу органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и специализированных учебных заведений — с другой.