Государственное регулирование Топливно-энергетического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:05, доклад

Описание работы

Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей национальной экономики, населения и экспорта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энергоснабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте.

Файлы: 1 файл

Гос рег ИЭК.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Оренбургский государственный  университет"

 

 

Факультет экономики и  управления

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

Государственное регулирование  Топливно-энергетического комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил: Матюшенцев В.Н.

 гр. 09 ЭУП (ээ)

 «____»_______2013г.

 Проверила: Мидюк О.Н.

 «____»_______2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

 

Введение

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Российской Федерации представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче, преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), так и преобразованных видов энергоносителей тепловой и электрической энергии.



Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение  потребностей национальной экономики, населения и экспорта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энергоснабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте.

Состав ТЭК:

- отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая);

- электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители;

трубопроводный транспорт  отрасли;

- геологоразведочная отрасль.

Так как ТЭК является одним  из крупнейших и самых доходных в стране. Входящие в него предприятия имеют территориально-распределенную структуру. При этом управляющие компании, как правило, расположены крупных городах, а производство – в самых отдаленных регионах страны, что создает существенные сложности при организации их согласованной работы. Очевидно, что управление таким обширным и разноплановым хозяйством требует значительных усилий как со стороны самих компаний, так и со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное  регулирование ТЭК

 

1.1 Органы и  нормативно-правовые акты в соответствии  с которыми осуществляется государственное  регулирование ТЭК.

 

    К государственным органам осуществляющим регулирование ТЭК относятся следующие:

Правительство РФ

Функции:

- установление предельных уровней тарифов для естественных монополий;

- рассмотрение инвестиционных программ;

- регулирование доступа к нефте- и газопроводам;

- определение балансовых заданий по поставкам продукции ТЭК на внутренний рынок.

Министерство энергетики РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Министерстве энергетики РФ от от 28 мая 2008 г. № 400)

- координация деятельности министерств и ведомств, регулирующих ТЭК;

- разработка программ освоение и использования природных ресурсов;

- составление топливно-энергетического баланса  в целом по стране и по регионам;

- принятие мер по реализации составленных балансов.

Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) (исполнительный орган  государственной власти, регулирующий естественные монополии.)

Функции:

- регулирование отношений между производителями и потребителями продукции ТЭК;

- регулирование цен естественных монополий.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор)

Функции:

- проверка подготовки и выдача паспортов готовности энергохозяйств к зиме.

К основным нормативно-правовым актам в области регулирования  ТЭК относятся:

- Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса";

- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ;

- Закон Российской Федерации  от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О  недрах»;

- Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;

Так же другие многочисленные федеральные законы, нормативы, профессиональные стандарты, приказы и распоряжения Минэнерго, соглашения и меморандумы.

1.2 «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» как главный документ государственного регулирования ТЭК

 

Главным стратегическим планом, разработанным правительством РФ в области ТЭК является «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».

Целью энергетической политики России является максимально эффективное  использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для устойчивого роста  экономики, повышения качества жизни  населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы  государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 28 августа  2003 г. # 1234-р, была подтверждена адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. При этом предусматривалось осуществлять внесение необходимых изменений в указанную Стратегию не реже одного раза в 5 лет.

Настоящая Стратегия обеспечивает расширение временного горизонта до 2030 года в соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны.

Настоящая Стратегия формирует  новые ориентиры развития энергетического  сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. # 1662-р (далее - Концепция).

Настоящая Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, так и на анализе существующих тенденций и новых системных  вызовов развитию энергетики, учитывает  возможные колебания внешних  и внутренних условий экономического развития России.

Цели настоящей Стратегии определяются основными внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного  периода.

Главный внутренний вызов заключается  в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей  роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики.

Гарантированное удовлетворение внутреннего  спроса на энергоресурсы должно быть обеспечено с учетом следующих требований:

- обеспечение Россией стандартов  благосостояния, соответствующих развитым  странам мира;

- достижение научного и технологического  лидерства России по ряду важнейших  направлений, обеспечивающих ее  конкурентные преимущества и  национальную, в том числе энергетическую, безопасность;

- трансформация структуры экономики  страны в пользу менее энергоемких  отраслей;

- переход страны от экспортно-сырьевого  к ресурсно-инновационному развитию  с качественным обновлением энергетики (как топливной, так и нетопливной) и смежных отраслей;

- рациональное снижение доли  топливно-энергетического комплекса  в общем объеме инвестиций  в экономику страны при увеличении  абсолютных объемов инвестиций  в энергетику, необходимых для  развития и ускоренной модернизации  этого сектора и роста масштабов  его деятельности;

- необходимость повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии);

- последовательное ограничение  нагрузки топливно-энергетического  комплекса на окружающую среду  и климат путем снижения выбросов  загрязняющих веществ, сброса  загрязненных сточных вод, а  также эмиссии парниковых газов,  сокращения отходов производства  и потребления энергии.

Энергетический сектор должен содействовать  воспроизводству человеческого  капитала (через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по социально  
доступным ценам, обеспечение устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан страны, в том числе занятых в энергетическом и смежных секторах), а также способствовать переходу к новой модели пространственного развития, опирающейся на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.

Главный внешний вызов заключается  в необходимости преодоления  угроз, связанных с неустойчивостью  мировых энергетических рынков и  волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе. Это означает, что должны быть обеспечены:

- достижение устойчивых результатов  внешнеэкономической деятельности  в сфере топливно-энергетического  комплекса в условиях усиления  глобальной конкуренции за ресурсы  и рынки сбыта;

- минимизация негативного влияния  глобального экономического кризиса  и его использование для коренного  обновления и диверсификации  структуры экономики в пользу  менее энергоемких отраслей, стимулирования  перехода российского энергетического  сектора на ускоренное инновационное  развитие и новый технологический  уклад;

- увеличение стратегического присутствия  России на рынках высокотехнологичной  продукции и интеллектуальных  услуг в сфере энергетики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;

- географическая и продуктовая  диверсификация российского энергетического  экспорта в условиях стабильных  и расширяющихся поставок энергоресурсов  крупнейшим мировым потребителям;

- рациональное снижение доли  топливно-энергетических ресурсов  в структуре российского экспорта, переход от продажи первичных  сырьевых и энергетических ресурсов  за рубеж к продаже продукции  их глубокой переработки, а  также развитие продажи нефтепродуктов, выпускаемых на зарубежных нефтеперерабатывающих  заводах, принадлежащих российским  нефтяным компаниям;

- развитие крупных узлов международной  энергетической инфраструктуры  на территории России, осуществляемое  с использованием новых энергетических  технологий.

Необходимость адекватного ответа на важнейшие внутренние и внешние  вызовы долгосрочного развития в  сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере формирует  цели и задачи настоящей Стратегии. Соответствующие риски подлежат учету в системе стратегических приоритетов и ориентиров, а также  в рамках процесса поэтапной реализации настоящей Стратегии.

Главной целью настоящей Стратегии  является создание инновационного и  эффективного энергетического сектора  страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам  России, обеспечивающего необходимый  вклад в социально ориентированное  инновационное развитие страны.

Достижение указанной цели требует  последовательного продвижения  в решении следующих основных задач:

Информация о работе Государственное регулирование Топливно-энергетического комплекса