Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:05, доклад
Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей национальной экономики, населения и экспорта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энергоснабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Оренбургский государственный университет"
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ДОКЛАД
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Государственное регулирование
Топливно-энергетического
гр. 09 ЭУП (ээ)
«____»_______2013г.
Проверила: Мидюк О.Н.
«____»_______2013г.
Оренбург 2013
Введение
|
Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей национальной экономики, населения и экспорта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энергоснабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте.
Состав ТЭК:
- отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая);
- электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители;
трубопроводный транспорт отрасли;
- геологоразведочная отрасль.
Так как ТЭК является одним из крупнейших и самых доходных в стране. Входящие в него предприятия имеют территориально-распределенную структуру. При этом управляющие компании, как правило, расположены крупных городах, а производство – в самых отдаленных регионах страны, что создает существенные сложности при организации их согласованной работы. Очевидно, что управление таким обширным и разноплановым хозяйством требует значительных усилий как со стороны самих компаний, так и со стороны государства.
1. Государственное регулирование ТЭК
1.1 Органы и
нормативно-правовые акты в
К государственным органам осуществляющим регулирование ТЭК относятся следующие:
Правительство РФ
Функции:
- установление предельных уровней тарифов для естественных монополий;
- рассмотрение инвестиционных программ;
- регулирование доступа к нефте- и газопроводам;
- определение балансовых заданий по поставкам продукции ТЭК на внутренний рынок.
Министерство энергетики РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Министерстве энергетики РФ от от 28 мая 2008 г. № 400)
- координация деятельности министерств и ведомств, регулирующих ТЭК;
- разработка программ освоение и использования природных ресурсов;
- составление топливно-энергетического баланса в целом по стране и по регионам;
- принятие мер по реализации составленных балансов.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) (исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии.)
Функции:
- регулирование отношений между производителями и потребителями продукции ТЭК;
- регулирование цен естественных монополий.
Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор)
Функции:
- проверка подготовки и выдача паспортов готовности энергохозяйств к зиме.
К основным нормативно-правовым актам в области регулирования ТЭК относятся:
- Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса";
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ;
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
- Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
Так же другие многочисленные федеральные законы, нормативы, профессиональные стандарты, приказы и распоряжения Минэнерго, соглашения и меморандумы.
1.2 «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» как главный документ государственного регулирования ТЭК
Главным стратегическим планом, разработанным правительством РФ в области ТЭК является «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
Целью энергетической политики
России является максимально эффективное
использование природных
Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. # 1234-р, была подтверждена адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. При этом предусматривалось осуществлять внесение необходимых изменений в указанную Стратегию не реже одного раза в 5 лет.
Настоящая Стратегия обеспечивает расширение временного горизонта до 2030 года в соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны.
Настоящая Стратегия формирует
новые ориентиры развития энергетического
сектора в рамках перехода российской
экономики на инновационный путь
развития, предусмотренный Концепцией
долгосрочного социально-
Настоящая Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, так и на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России.
Цели настоящей Стратегии
Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики.
Гарантированное удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы должно быть обеспечено с учетом следующих требований:
- обеспечение Россией
- достижение научного и
- трансформация структуры
- переход страны от экспортно-
- рациональное снижение доли
топливно-энергетического
- необходимость повышения
- последовательное ограничение
нагрузки топливно-
Энергетический сектор должен содействовать
воспроизводству человеческого
капитала (через развитие энергетической
инфраструктуры и предоставление энергетических
товаров и услуг по социально
доступным ценам, обеспечение устойчивого
воспроизводства высококвалифицированных
кадров и повышение качества жизни граждан
страны, в том числе занятых в энергетическом
и смежных секторах), а также способствовать
переходу к новой модели пространственного
развития, опирающейся на сбалансированное
развитие энергетической и транспортной
инфраструктуры.
Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе. Это означает, что должны быть обеспечены:
- достижение устойчивых
- минимизация негативного
- увеличение стратегического
- географическая и продуктовая
диверсификация российского
- рациональное снижение доли
топливно-энергетических
- развитие крупных узлов
Необходимость адекватного ответа на важнейшие внутренние и внешние вызовы долгосрочного развития в сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере формирует цели и задачи настоящей Стратегии. Соответствующие риски подлежат учету в системе стратегических приоритетов и ориентиров, а также в рамках процесса поэтапной реализации настоящей Стратегии.
Главной целью настоящей Стратегии
является создание инновационного и
эффективного энергетического сектора
страны, адекватного как потребностям
растущей экономики в энергоресурсах,
так и внешнеэкономическим
Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач:
Информация о работе Государственное регулирование Топливно-энергетического комплекса