Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:00, реферат
Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм-ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.
В настоящее время проявления экстремизма ощущаются практически во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и меконфессиональных отношениях, культуре. Экстремизм носит многогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.
– часть 2 статьи 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», устанавливающая административную ответственность за «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики»;
– часть 2 статьи 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», устанавливающая административную ответственность за «распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена»;
– статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», устанавливающая административную ответственность за «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» (часть 1 статьи 20.3), а также за «изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду» (часть 2 статьи 20.3);
– статья 20.28 «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности», устанавливающая административную ответственность за «организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности»;
– часть 1 статьи 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», устанавливающая административную ответственность за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него»;
5) Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ:
– пункт 16 части 1 статьи 12 «Обязанности полиции», возлагающий на полицию обязанность «принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан»;
6) Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с последующими изменениями):
– статья 9 «Ограничения на создание и деятельность политических партий»: «1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. 2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни»;
– пункт 8 статьи 41: «Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"»;
– пункт 5 статьи 6: «Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства»;
– пункт 3 статьи 7: «Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства»;
7) Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» от 19.05.1995 № 80-ФЗ (с последующими изменениями):
– статья 6 «Борьба с проявлениями фашизма»: «Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах»;
– преамбула, фиксирующая в качестве одной из важнейших целей Закона «недопущение проявлений фашизма в любой форме»;
8) Федеральный
закон «Об общественных
– статья 16 «Ограничения на создание и деятельность общественных объединений»: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности»;
– пункты 3 и 4 статьи 19: «Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения: общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности»;
– пункт 6 статьи 23, устанавливающий, что в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, «если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан»;
– четвертый абзац статьи 24: «Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства»;
– четвертый абзац статьи 42: «Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"»;
– последний абзац статьи 44: «Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"»;
9) Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с последующими изменениями):
– пункт 3 статьи 3: «Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается»;
– пункт 6 статьи 3: «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются»;
– пункт 4 статьи 6: «Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону»;
– пункт 1 статьи 12: «Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов…»;
– пункт 1 статьи 14: «Религиозные организации могут быть ликвидированы: … по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям)»;
– пункт 2 статьи 14: «Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий»;
– пункт 7 статьи 14: «Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"»;
– пункт 2 статьи 15: «Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации»;
10) Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-I (с последующими изменениями):
– статья 4: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, … для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих … культ насилия и жестокости. Запрещается … распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" …, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена»; четвертый абзац статьи 16: «Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"»;
11) Федеральный
закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ,
12) Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (с последующими изменениями), статья 10 которого относит к обязанностям Федеральной службы безопасности проводение «оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации»;
13) Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 № 27-ФЗ (с последующими изменениями);
14) Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с последующими изменениями);
15) Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-I (с последующими изменениями);
16) Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2007 № 1420-р (ред. от 08.12.2008) «Об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности».
Информация о работе Государственное управление в области противодействия экстремистской деятельности