Государственный контроль в
сфере трубопроводного транспорта
осуществляют Минтопливэнергетики
Украины, органы государственного надзора
и контроля, а также в пределах
своих полномочий органы местных
государственных администраций
и органы местного самоуправления в
соответствии с Законом Украины
«О трубопроводном транспорте» и
другими нормативными актами.
Контроль над работой автомобильного
транспорта осуществляют автотранспортные
управления. Основными задачами этих управлений
является:
- обеспечение государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта;
- осуществление контроля над соблюдением субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, которые выполняют перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований нормативных актов, стандартов и норм, регулирующих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
Порядок дорожного движения
на территории Украины регулируется
Правилами дорожного движения, как
на дорогах, так и в других местах, где
возможно движение транспортных средств.
Надзор за соблюдением Правил дорожного
движения, а также за техническим состоянием
автотранспортных средств осуществляет
Госавтоинспекция Министерства внутренних
дел Украины. Укравтодор обеспечивает
вместе с Госавтоинспекцией соблюдение
действующего законодательства по охране
дорог и сооружений на них.
Госкомсвязи Украины контролирует
выдачу лицензий на отдельные виды
деятельности в области связи, а
также соблюдение лицензиатом определенных
условий. Он осуществляет надзор за функционированием
средств связи всех форм собственности
в сетях связи общего пользования
и взаимодействующими с ними средствами
связи ведомственных сетей.
Указанные контрольно-надзорные
органы, которые осуществляют контроль
на транспорте и в области связи,
применяют в отношении нарушителей
соответствующих правил меры, предусмотренные
Кодексом Украины об Административных
правонарушениях (далее — КоАП) или специальными
ведомственными правилами.
Транспорт является источником
повышенной опасности. Предприятия
всех видов транспорта обязаны обеспечивать
безопасность жизни и здоровья людей,
безопасность эксплуатации транспортных
средств и охрану окружающей среды. Нарушение
правил безопасности таит в себе опасность
причинения вреда человеку или хозяйственным
интересам.
Безопасность движения —
это нормированный процесс движения,
эксплуатации транспортных средств, который
исключает возможность причинения
материального или физического
вреда. Соответствующие нормы размещены
в правилах эксплуатации различных
видов транспорта, транспортных кодексах
(например, Кодексе торгового мореплавания
Украины), уставах (Устав железных дорог
Украины), правилах (Правила дорожного
движения Украины), инструкциях заводов-изготовителей
и т. п. Административные правонарушения
на транспорте разделяются в зависимости
от вида транспорта, а по содержанию
это в основном нарушения правил
по охране порядка и безопасности
движения на транспорте.
Административными правонарушениями
на различных видах транспорта, за
которые наступает административная
ответственность, являются:
- нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте;
- нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта;
- нарушение правил безопасности полетов;
- нарушение правил поведения на воздушном судне;
- нарушение правил международных полетов;
- нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на морском транспорте;
- нарушение правил пользования средствами морского транспорта;
- нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах;
- нарушение правил выпуска судна в плавания или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего документа;
- нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях;
- нарушение правил пользования речными и маломерными судами;
- нарушение правил содержания баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, правил пользования средствами автомобильного транспорта и электротранспорта.
Институт административной
ответственности вместе с другими
видами административного принуждения
играет значительную роль в недопущении
нарушений указанных правил.
К числу других правонарушений,
которые по своей природе являются
однозначными, но направлены на различные
виды транспорта, относятся:
нарушение правил пожарной
безопасности на железнодорожном, морском,
речном и воздушном транспорте; нарушение
водителями правил эксплуатации транспортных
средств, правил проезда железнодорожных
переездов, правил дорожного движения
и др.
За совершение правонарушений
на транспорте применяются такие
административные взыскания, как предупреждение,
штраф, возмездное изъятие, лишение
специального права.
Административная ответственность
за повреждение дорог и нарушение
правил содержания дорог наступает за:
- повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения;
- создание помех для движения и непринятие необходимых мер для их устранения; нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов;
- нарушение правил, норм и стандартов при содержании дорог, непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения либо обозначению на дорогах мест производства работ;
- нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог; нарушение землепользователями правил содержания участков, прилегающих к автомобильным дорогам.
Административные взыскания
за эти правонарушения — штрафы.
Административная ответственность
в области связи наступает
за следующие правонарушения:
- оборудование и эксплуатация установок проводного вещания без соответствующей регистрации или разрешения;
- нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в области связи, предусмотренную лицензиями;
- нарушение правил изготовления, приобретения, реализации, установления, строительства и эксплуатации радиоэлектронных средств и использования радиочастот;
- нарушение правил охраны линий и сооружений связи;
- повреждение таксофонов;
- нарушение правил пользования местной телефонной связью;
- нарушение порядка и условий предоставления услуг связи в сетях общего пользования; использование средств связи с целью, противоречащей интересам государства, нарушающей общественный порядок и посягающей на честь и достоинство граждан;
- использование технических средств и оборудования, применяемых в сетях связи общего пользования без сертификата соответствия или без согласования с Администрацией связи Украины.
На виновных в совершении
этих правонарушений налагается штраф,
а в случае совершения правонарушений,
предусмотренных ст. 146 КоАП, применяется,
кроме штрафа, также конфискация
технических средств и оборудования.
Рассматривать дела об административных
правонарушениях и налагать административные
взыскания за нарушение законодательства
о связи имеют право начальник
Государственной инспекции электросвязи,
Администрации связи Украины, начальники
региональных государственных инспекций
электросвязи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральным
государственным органом регулирования
деятельности транспортного комплекса
Украины (независимо от форм собственности
и ведомственной подчиненности
субъектов транспортной деятельности)
является Министерство транспорта и
связи Украины, полномочие которого
определено Положением о Министерстве
транспорта и связи Украины, утвержденным
Указом Президента Украины от 11 мая
2000 г. Оно несет ответственность
за разработку и реализацию государственной
транспортной политики, главной целью
которой является защита экономических
и социальных интересов наций.
Министерство
транспорта Украины осуществляет оперативное
управление в области транспорта
и выполняет следующие функции:
- разрабатывает и внедряет
меры, направленные на становление единой
транспортной системы Украины;
- разрабатывает и реализует
мероприятия по усовершенствованию взаимодействия
всех видов транспорта и координацию их
деятельности;
- обеспечивает реализацию единой
государственной экономической, тарифной,
инвестиционной, научно-технической и
социальной политики на транспорте;
- организовывает работу по
обеспечению безопасности на транспортном
комплексе и его надежности;
- организовывает разработку
и экспертизу проектов государственных
программ развития транспортного комплекса
и принимает участие в их выполнении;
- осуществляет (в пределах своих
полномочий) функции управления государственным
имуществом предприятий, которые находятся
в общегосударственной собственности
и в сфере управления Минтранса;
- выступает государственным
заказчиком научных исследований комплексного
характера экономических, технологических,
организационных и экологических проблем
развития транспорта;
- подает в установленном порядке
предложения об изменении условий функционирования
транспорта, которые относятся к налогообложению,
кредитованию, и об определении особенностей
приватизации и демонополизации предприятий;
- содействует развитию внешнеполитических
связей, по доверенности Кабинета Министров
Украины представляет интересы транспортного
комплекса Украины в международных организациях,
заключает соглашения о развитии международных
сообщений, согласовывает с соответствующими
органами других государств квоты международных
перевозок пассажиров и грузов;
- определяет порядок заключения
контрактов с руководителями государственных
предприятий.
Органы
управления транспортом и органы
местной исполнительной власти объединяют
средства государственного и местного
бюджетов и предприятий транспорта
для строительства вокзалов, станций,
портов, пристаней, аэропортов, пешеходных
мостов, туннелей, пассажирских платформ,
метрополитенов, приобретение пассажирского
подвижного состава, содержание и упорядочение
путей соединения и других объектов,
связанных с обслуживанием пассажиров
и перевозкам грузов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гаджинский А.М. Логистика:
Учебник для студентов высших
учебных заведений. - 12-е изд., перераб.
и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2006.
- Неруш Ю.М. Логистика: Учеб.
для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Транспортная логистика: Учебник/
Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. - 2-е изд., стереотип.
- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Соколов В. Транспортно-экспедиционное
обслуживание// Логинфо. - 2006. - № 11.
- Богатко С. Логика транспортной
логистики// www.logictics.ru.
- В. Данилевський “Українські залізниці - Європейські стандарти”, газета “Демократична Україна”, № 33, 2003 р.
- В. Сапрыкин “Будущее газотранспортной системы Украины: арендовать нельзя приватизировать”, газета “Зеркало недели”, № 50, 2000 г.
- Гундорова Е.П. Технические
средства железных дорог: Учебник для
техникумов и колледжей ж.-д. транспорта.
-- М.: «Маршрут», 2003. - 496 с.