Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:01, курсовая работа
Государственное управление - один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется в нашей жизни довольно часто. Например, управление лошадью, столовой, автомобилем, парикмахерской, государством, отраслью. Таким образом, термин «управление» - довольно широкий определенной сферой, и применяется в различных значениях. Слово одно, смысл вкладывается в него разный.
1. Понятие государственного управления
1.1 Понятие и признаки государственного управления
1.2 Виды государственного управления
2. Содержание государственного управления
2.1 Принципы государственного управления
2.2 Функции государственного управления
2.3 Формы и методы государственного управления
Список использованных источников
Многочисленные повседневные управленческие действия, осуществляемые носителями исполнительной власти, не обладающие перечисленными выше признаками и не закрепляемые в правовых актах, относятся к неправовым формам:
- организационной;
- материально-технической.
В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки, научно обоснованных рекомендаций, организационное планирование, проведение семинаров, совещаний и т.д.
В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические, машинописные работы, учетно-статистическая работа, подготовка отчетных и информационных данных, пересылка, отправка корреспонденции и т.п.
В западноевропейской административно-правовой литературе рассматриваются несколько видов форм публичного управления (форм осуществления управленческих действий). Например, германскими учеными, выделяются следующие формы управления:
1) правотворчество (
2) административные акты;
3) публично-правовые договоры;
4) простое административное действие;
5) частноправовая
При этом анализируются многочисленные типы управленческих решений и особо указывается на высокую значимость планирования в процессе осуществления публичного управления.
В правовой форме реализуются только властные полномочия управляющего. Они четко определяются в положении, уставе или ином правовом акте, регламентирующем статус соответствующего органа государственного управления (должностного лица).
Правовая форма является
основной в деле реализации исполнительной
власти. Организационная и материально-
Государственное управление осуществляется с помощью методов. Под методом государственного управления понимается прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. Образно говоря, метод отвечает на вопросы, как, каким образом, с помощью каких средств осуществляется управление. Методы не являются фактической управленческой деятельностью, это - возможные способы ее осуществления. С помощью методов осуществляется определенное воздействие управляющих на управляемых с целью достижения каких-либо намеченных результатов.
Методы государственного управления регламентируются правом. В методах в наибольшей мере находят свое непосредственное проявление юридически властные полномочия субъектов государственного управления. Значительная часть методов выражается в правовой форме, последняя для них является обязательной. Одни методы закрепляются в правовых актах в виде общеобязательных правил поведения, другие - в индивидуальных предписаниях.
Выбор конкретных методов не всегда зависит от усмотрения субъекта управления, а чаще определяется правом и видом объекта управления, его особенностями.
Методы многочисленны и разнообразны. Различают:
- экономические;
- административные;
- социально-психологические методы.
Не отрицая наличия таких методов государственного управления, некоторые ученые высказывают мнение о существовании универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения.
Экономические методы - этот комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит, налоги, материальное стимулирование. Экономические методы косвенно воздействуют на поведение объектов управления, достигая желаемого поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность.
Административные методы
представляют собой способы прямого,
непосредственного воздействия
на поведение управляемых, выражающиеся
в издании нормативных
Частое их использование свидетельствует о повышении роли государства в регулировании экономики и связанных с ней отношений.
Государственное управление базируется на нормах права. однако оно не может быть урегулировано во всех его проявлениях. Государственное управление невозможно без предоставления субъекту, его осуществляющему, определенной самостоятельности, пусть даже в ограниченных пределах и в определенных случаях. Соответствующая самостоятельность, неурегулированность в государственном управлении именуется усмотрением.
Для существования усмотрения в сфере государственного управления есть немало причин.
Во-первых, причины, определяемые
самой сущностью
Во-вторых, причины, связанные с ненадлежащим правовым урегулированием управления. Объясняется это как объективными, так и субъективными обстоятельствами.
В-третьих, причины, связанные
с общим общественно-
По характеру государственного управления выделяют общие методы и специальные. Общие методы применяются любыми органами государственного управления при реализации полномочий. Специальные методы применяются либо конкретным органом государственного управления, либо при реализации одной или нескольких государственных функций.
Формы государственного управления выражают содержание управленческой деятельности, они конкретно отражают, как выполняется та или иная функция, как разрешается конкретная задача, стоящая перед данным государственным органом.
Эффективность государственного управления зависит от многообразия и умелого сочетания различных форм государственного управления.
Список использованных источников
1. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. -2-е изд., Минск, ЮНИТИ-ДАНА, 2000
2. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424 «О Совете Министров Республики Беларусь»
3. Крамник А.Н. Административное право. Часть 1 Управленческое право, Минск «Тесей», 2008
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями)
5. Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь, Могилев, 1999
6. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте»
7. Закон Республики Беларусь
№ 102-З от 3 декабря 1997 г. «Об
органах государственной