Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:45, курсовая работа
Актуальность данной темы не может ставиться под сомнение, т.к. Россия стоит на пороге больших перемен. Связь прошлого и настоящего видится во многом, например, в судьбах реформ и реформаторов 20 века.
Целью работы является исследование государственной системы управления России в первое десятилетие 20 века.
Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
— необходимо рассмотреть предпосылки преобразования государственного строя Российской империи;
— исследовать изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг
— проанализировать политический кризис в стране в первое десятилетие 20 века.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СТРАНЕ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХ
Итак, за промышленным подъемом
90-х годов XIX в. последовал мировой
экономический кризис 1900-1903гг., который
подорвал платежеспособность крупных
российских коммерческих банков. Началась
задержка выплаты зарплаты на заводах, банкротство предприятий.
Резко возросла безработица, вызвавшая
рост стихийного рабочего движения. Активное
вмешательство государства в экономическую
жизнь привело к быстрому формированию
в России системы государственно-
В любой авторитарной системе личность верховного правителя играет огромную роль, вольно или невольно накладывая заметный отпечаток на различные стороны общественной и политической деятельности. Особенно велика эта роль при монархическом авторитаризме русского образца единовластии, базировавшемся на харизматическом принципе. Власть царя опиралась на божественное соизволение. Он венчался на царство и принимал присягу у алтаря. Монарх в России отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина являлось абсолютной формой ответственности. Подобные представления о верховной власти, лежавшие в основе монархической государственности, возникли еще до воцарения Романовых. В Имперский же период русской истории самодержавная модель государственного устройства проявилась во всем блеске своих достоинств, несуразностей и недостатков. Николай II принял монарший скипетр на переломе эпох. Он встал у руля огромной державы в сложное и бурное время, когда подвергались переосмыслению и отбрасывались многие традиционные идеологические ценности, когда все громче и громче звучали голоса о необходимости преобразования России по меркам западных стран. Приход Николая II к власти совпал с множеством нерешенных российских проблем, и они как снежный ком навалились на императора и требовали срочного решения. Это были вопросы, связанные с совершенствованием государственной системы.24 Общественно-политические движения России, возникающие политические организации ставили вопросы о Конституции, о правах и свободах, о создании Государственной Думы. В государстве сохранялось сословное деление, опорой самодержавия было дворянство, которое имело значительную власть и поддержку монарха. Оно тормозило развитие России в силу нежелания потерять имевшиеся привилегии. Принятие же Конституции и дарование всем гражданам прав и свобод говорило об уравнивании всего населения, что явилось бы разрушительным моментом в существовании дворянского сословия. Проведение реформ требовало не только активных действий до стороны политических организаций, но и в первую очередь со стороны монарха. Но Николай не проявлял заметной активности. Дворянство и чиновничество выступали против реформирования, так как решение поставленных вопросов, безусловно, вело бы к расшатыванию абсолютизма.
Все эти проблемы требовали внимания со стороны лидера государства. С началом русско-японской войны Николай II попытался объединить общество против внешнего врага, сделав значительные уступки оппозиции. Николай II хотя и делал некоторые попытки для стабилизации обстановки в России в начале века, однако ситуация требовала более решительных мер, которых не последовало. В России началась революция. Она была порождена экономическим и политическим кризисом, охватившим Россию в начале XX века, тяготами непопулярной войны, нежеланием самодержавия учесть назревшие потребности страны, принять действенные меры к преодолению кризиса.
После 9 января 1905 года все отчетливей проявлялись признаки надвигающейся социальной бури. Недовольство стало открыто высказываться на страницах газет и журналов, на собраниях земских и городских деятелей. Учебные заведения, в первую очередь университеты, бурлили, по стране покатилась волна стачек и манифестаций. И на первом месте стояло требование политических перемен, которых желали очень и очень многие. Неудачная война усугубила старые проблемы, породила новые. Вопросы реформирования системы выходили на первый план общественной жизни. В высших коридорах власти начинали это отчетливо осознавать. Представления высших сановников о сложившейся ситуации и путях выхода из кризиса отчетливо проявились в ходе четырех секретных совещаний под руководством императора, состоявшихся в 1905-1906 годах. Николай II вынужденно пошел на либерализацию, перейдя к конституционному правлению, одновременно подавляя вооружённые выступления. 6 августа 1905 года были опубликованы манифест об учреждении Государственной думы, закон об учреждении Государственной думы, положение о выборах в думу. 17 октября был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещалось ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона. Для российских либералов обнародование Манифеста означало победу и одновременно конец революции. Их цели были достигнуты. Российская буржуазия и дворянство приступили к созданию своих партий на легальной основе. Манифест 17 октября 1905 года – переломный момент в истории России, крупнейший шаг по пути конституционной эволюции, создания правового государства. Во имя мира и благополучия страны монархическая власть отказывалась от исконных, освященных веками истории и божественным соизволением прерогатив.25
Причины революции 1905-1907 годах в России коренились в нерешенности аграрно-крестьянского вопроса, высокой степени эксплуатации трудящихся, политическом бесправии. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения народа и русско-японской войны 1904-1905гг. Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократической республики, ликвидация сословного неравенства, введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, сокращение рабочего дня до 8 часов, создание профсоюзов и признание права рабочих на стачки, установление равенства народов России. Следовательно, по характеру это была буржуазно-демократическая революция. Она была общенародной по целям и составу участников. Важным событием явилось создание бастовавшими ткачами Иваново-Вознесенска первого Совета уполномоченных депутатов. Это были органы организованного рабочего движения в масштабах города. Советы как органы народоправства быстро стали создаваться во многих городах России.26
23 апреля 1906 года были
утверждены Основные
Поражение в русско-японской войне и последующее жестокое подавление революции 1905-1907 годах привели к падению авторитета императора в кругах интеллигенции и дворянства, настолько, что даже в среде монархистов витали идеи о замене Николая II на другого Романова.27
Таким образом, можно
сказать, что Россия, которая остро
нуждалась в реформировании не получила
удовлетворения своих нужд своевременно.
Император с большой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За много веков своего существования Россия всегда являлась монархическим государством с абсолютной и неподотчетной властью правителя. И лишь конец XIX – начало XX века озарились великими преобразованиями в государственно-правовой сфере.
В начале XX века в России усилилось противостояние между царским правительством и радикальной оппозицией. Конфликт между властью и революционным подпольем протекал на фоне лояльности к правительству со стороны либеральной интеллигенции и широких народных масс (казачество, посадские, крестьянство, особенно в регионах, не знавших крепостничества). Революционерам удалось поднять массовое движение в отдельных городах и регионах. Положение правительства ухудшила ее неудача в русско-японской войне. Брожение усиливалось, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.
Основной проблемой государственного управления являлся раскол общества, разрыв между царем и народом, двойственность системы власти и управления, наличие явного или скрытого двоевластия, существовавшего в России в условиях кризиса. В то же время были созданы новые государственные органы, начали действовать массовые политические партии, шли споры о путях дальнейшего развития страны.
Революция 1905-1907 гг. явилась глубоким социальным кризисом, с которым российская социальная система смогла справиться. Важнейшей причиной выхода из этого кризиса оказалась готовность власти (в лице Николая II и С.Ю. Витте) к компромиссу и решимость (в действиях П.А. Столыпина) защитить себя и общество от деструктивных элементов силовыми методами. Результатом революции стало превращение России в конституционную монархию: возникли парламент и многопартийность. Были окончательно устранены феодальные пережитки в деревне. Пролетариат добился у буржуазии сокращение рабочего дня и повышения зарплаты. Большего в тех исторических условиях получить было невозможно.
Однако, можно сказать, что Россия, которая остро нуждалась в реформировании, не получила удовлетворения своих нужд своевременно. Император с большой неуверенностью и нежеланием подходил к решению острых проблем. Провести реформу – означало изменить привычный уклад жизни, а перемены влекли за собой что-то новое и неизвестное, что могло негативно сказаться на жизни общества. Но в данной ситуации промедление было губительным. Первая революция, которая была вызвана недовольством народа и была ярким показателем необходимости реформ, для монарха оказалась абсолютно непоказательной. Все те кровавые события и большое количество жертв не подвели его к реальной оценке и выводам о положении в стране.
Таким образом, начало XX века очень важный этап в развитии государственно-правовой системы. Именно в это время происходит трансформация государственного и политического строя. Россия переходит от самодержавной монархии к монархии конституционной. Это время появления первых представительных органов и, наконец, время появления первой конституции в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дидык М.Е. История государственного управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.249.
2 История государственного управления в России / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. - М.: Юнити-Дана, 2007. С.293.
3 История государственного управления в России / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. - М.: Юнити-Дана, 2007. С.293.
4 Дидык М.Е. История государственного управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.249.
5 Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М. : ВЛАДОС, 2003. С.192.
6 Байнова М.С.История государственного управления в России. - М.: Дашков и К, 2004. С.193.
7 Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М. : ВЛАДОС, 2003. С.192.
8 Краснов Ю.К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. - М.: Изд-во Гос. Думы, 2007. С. 188.
9 Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М. : ВЛАДОС, 2003. С.192.
10 Байнова М.С.История государственного управления в России. - М.: Дашков и К, 2004. С.193.
11 Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М. : ВЛАДОС, 2003. С.192.
12 Краснов Ю.К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. - М.: Изд-во Гос. Думы, 2007. С. 188.
13 Дидык М.Е. История государственного управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.249.
14 Байнова М.С.История государственного управления в России. - М.: Дашков и К, 2004. С.193.
15 Маркова Н.С. История государственного управления в России. - М.: Элит-2000, 2009. С.449.
16 Краснов Ю.К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. - М.: Изд-во Гос. Думы, 2007. С. 188.
17 Байнова М.С.История государственного управления в России. - М.: Дашков и К, 2004. С.193.
18 Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М. : ВЛАДОС, 2003. С.192.
19 Маркова Н.С. История государственного управления в России. - М.: Элит-2000, 2009. С.449.
20 Дидык М.Е. История государственного управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.249.
21 Омельченко Н.А. История государственного управления России. - М.: Проспект, 2011. С.197.
22 Дидык М.Е. История государственного управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.249.
23 Омельченко Н.А. История государственного управления России. - М.: Проспект, 2011. С.197.
24 Маркова Н.С. История государственного управления в России. - М.: Элит-2000, 2009. С.449.
Информация о работе Государственной системы управления России в первое десятилетие 20 века