Государственно-правовой режим: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Государственно-правовой режим является одной из самых актуальных тем исследования в области юриспруденции и теории права, так как он непосредственно связан с государственностью, являясь её важнейшим составляющим. Он включает в себя методы, способы и приемы, с помощью которых реализуется государственная власть.
Исторические условия и политические ситуации обусловили эволюцию государственно-правовых режимов. На данном этапе по способу организации власти принято различать демократические и авторитарные. Первые видят свои задачи в провозглашении и обеспечивании общедемократических правах и свободах, предлагают в качестве гаранта плюрализм и разделение властей при формировании государственного аппарата.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….................стр.3-4
Глава 1.Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение……………………………………………………………..стр.5-8
Глава 2.Демократические режимы…………………………………….стр.9-12
Глава 3.Антидемократические режимы………………………………..стр.13-17
Глава 4.Государственно-правовой режим современной России……..стр.18-20
Заключение……………………….........................................................стр.21
Список использованной литературы………………............................стр.22

Файлы: 1 файл

rezhim_2 Курсовик.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

 


Тема: Государственно-правовой режим: понятие и виды

 

 

Выполнил: студент 1 курса заочной формы обучения, направления «юриспруденция»

Кувичинский  Д.А.

 
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Лапшин И.С.

 

 

Москва 2013

 

ПЛАН РАБОТЫ:

 

 

 

Введение……………………………………………………….................стр.3-4

Глава 1.Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение……………………………………………………………..стр.5-8                                                                                              

Глава 2.Демократические режимы…………………………………….стр.9-12                                                       

Глава 3.Антидемократические режимы………………………………..стр.13-17

Глава 4.Государственно-правовой режим современной России……..стр.18-20                                           

Заключение……………………….........................................................стр.21

Список использованной литературы………………............................стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

 

   Государственно-правовой режим является одной из самых актуальных тем исследования в области юриспруденции и теории права, так как он непосредственно связан с государственностью, являясь её важнейшим составляющим. Он включает в себя методы, способы и приемы, с помощью которых реализуется государственная власть.

  Исторические условия и политические ситуации обусловили эволюцию государственно-правовых режимов. На данном этапе по способу организации власти принято различать демократические и авторитарные. Первые видят свои задачи в провозглашении и обеспечивании общедемократических правах и свободах,  предлагают в качестве гаранта плюрализм и разделение властей при формировании государственного аппарата. При авторитарном режиме население отстранено от управления обществом и государством, права и свободы граждан представлены в существенно меньшем количестве. Кроме того, под воздействием определенного рода ситуаций могут возникать чрезвычайные или же переходные режимы. К примеру, военная диктатура. Их весьма затруднительно классифицировать, поскольку в своей основе они базируются на принципах авторитаризма. Но следует учитывать, что каждое государство формирует собственный вид власти и имеет свои особенности её функционирования, поэтому его сущность не всегда поддается однозначному определению.

    Данная работа  состоит из четырех глав. В первой предпринята попытка осмысления и разграничения понятий политического и государственно-правового режимов, их качественных характеристик. Во второй и третьей представлены виды демократических и антидемократических режимов, даны  возможные условия их появления, выделены содержательные структуры, рассмотрены аспекты функционирования. В четвертой главе рассматривается государственно-правовой режим современной России, его политические и исторические предпосылки, возможные перспективы и состояние на сегодняшний день.

   При написании работы были использованы такие источники,как: юридический энциклопедический словарь, труды Маркса и Энгельса, собрание законодательства Российской Федерации. Среди научных работ следует выделить Гаджиева К.С. Политическая наука, Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ, Матузова Н. И., Малько А. В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты//Общественные науки и современность; Грачева М.Н., Ирхина В.Ю. Актуальные проблемы политической науки, Хропанюка В.Н. Теория государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая. Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение.

 

    Прежде, чем обозначить различия в характеристиках политического и государственно-правового режимов, необходимо дать им определения и выяснить, как они связаны друг  с другом, поскольку ряд ученых различает политический и государственный режимы. К примеру, В.Н. Хропанюк считает, что государственный режим выступает в роли важнейшей составной части политического режима, характерного для  общества. В противовес ему, политический режим - понятие более широкое, так как включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций. Напротив, по мнению Н. И. Матузова и А. В. Малько, «Правовой режим – органическая часть государственного и политического режимов»1. Они склонны придерживаться мнения о том, что два понятия имеют общие корни и структуру, тождественны другу.

    В настоящее время наблюдается тенденция  «замены» терминов «государственный» на «политический» режим, к примеру, в Конституционном праве. В нем все чаще говорится не о политическом режиме, который связывают с политологией, а о  государственном, иногда государственно-правовом. Но данные понятия нельзя противопоставлять. При этом государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране». Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

   Для характеристики формы государства существенное значение имеет только определенная часть политического режима: та его сфера, которая связана с государственной деятельностью, с методами осуществления государственной власти. Данную сторону политического режима можно назвать государственным или государственно-политическим режимом.

    Существует много определений политического режима.  К примеру: "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период"2 Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов,  форм и  способов осуществления политической государственной власти в обществе. При этом качественной характеристикой является то, что он является показателем степени политической свободы, определяет правовое положение людей и тип политической системы государства.

   Государственно-правовой же режим выражает особенности функционирования государственного механизма через  взаимодействие государства и населения путем определенных средств и методов. Первое отличие в том, что государственно-правовой  режим определяется по набору  методов, средств и  приемов, в то время, как политический режим выражает функциональную сторону политической системы общества. Кроме того, государственный режим в отличие от политического, включает в себя  только то, что характеризует организацию власти в государстве. Главным в различии этих понятий следует считать то, что в первом случае – государственная система власти, во втором – политическая.

   Безусловно, оба режима имеют четко выраженную структуру и типологию. Одна из самых простых классификаций для политических режимов являются  следующие:

1) Демократический режим;

2) Авторитарный режим;

3) Тоталитарный режим.

   Также иногда авторитарный и тоталитарный режимы выделяются в вид террористических. Кроме того, существуют разнообразные формы тоталитарных режимов, такие как:

-корпоративный режим;

-дототалитарный режим;

-постколониальный режим;

-султанистский режим;

-анархия;

-квазидемократический режим и т.д.

   Понятие "государственный режим" показывает, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в стране уровень демократии, какие средства и методы используются для реализации государственной власти. По мнению М. Г. Тирских, «Рассматривая соотношение государственного режима и политического режима, мы должны отметить, что основным критерием, по которому следует производить сопоставление данных явлений, следует считать сферу их действия в рамках политической системы общества. Анализируя проблемы дефиниции «политический режим», мы должны указать на то, что данное явление проявляется как совокупность методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти. Государственный же режим, в свою очередь, представляется нам в виде совокупности методов, средств и способов осуществления государственной власти. Таким образом, очевидно, что центральное различие нужно искать в рамках разделения политической и государственной власти».3

   Для теории права и государства государственный и политический режим являются тождественными понятиями. Данный вывод базируется на том, что политический государственный режим характеризует непосредственно формы государства, а также набор способов и методов осуществления государственной власти. Необходимо учитывать, что политический и государственный режимы нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первой и вместе с тем его основой. В условиях авторитарного политического режима и государственный режим является авторитарным, в условиях демократии - демократическим. 4

   Таким образом, проанализировав соотношение понятий «государственный» и «политический» режим, можно сделать вывод, что исследуемые явления характеризуются устойчивой, многоаспектной связью. В некоторых случаях обращение к указанным явлениям позволяет более точно определить содержание самого политического режима (в случае исследования государственного режима), его функциональное назначение.  Кроме этого, изменение политического курса (базовой политической идеи носителя власти) может привести к изменению и государственного режима(или отдельных его элементов). Такое же изменение происходит и тогда, когда происходит смена правящего субъекта. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава вторая.  Демократические режимы.

 

   Для того чтобы понять, какие виды демократических режимов могут быть, необходимо понять, что же представляет собой данный термин. Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. 6           С течением времени это понятие изменялось, приобретало определенные черты, разделилось на виды. Среди исторических примеров особо выделяются следующие :

-демократия в Спарте и Афинах;

-демократия в Риме.

Их всех объединяет рабовладельческий строй, в условиях которого они зародились и функционировали, отсутствие разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все  эти  режимы  отличались  вовлеченностью аристократии во власть, при сохранении старых родоплеменных органов  власти, что отличает демократию Рима от Греции. В Риме больше  внимания  уделялось именно правовой  базе государства. Примеры прошлого помогают понять сущность современного состояния демократических режимов, поскольку   они зародилась в античных странах. 

  Если говорить о  настоящем времени, то демократия  характеризуется следующими признаками:

- суверенитет народа, именно  граждане страны являются источником  власти;

- выборность основных органов  на определенный и ограниченный  срок;

- всеобщее, равное и тайное избирательное  право;

- Конституция, высший закон государства;

- принцип разделения властей (на  законодательную, исполнительную и судебную);

- развитая системы представительства (парламентаризма);

- гарантия основных прав человека. Они подразделяются на гражданские, политические, социальные;

- политический и идеологический плюрализмы;

- демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.

   Демократия имеет формы прямой и представительной. При прямой решения принимаются всеми гражданами, обладающими правом голоса. Яркий тому пример- референдум, всенародное голосование по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Если государство является достаточно большим, то используется представительная демократия, при которой государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Чтобы дать правильную характеристику демократическим режимам, следует учитывать источники власти, цели, способы формирования правительства, поэтому среди демократических режимов выделяют:

- либерально-демократические, или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма;       - консервативно-демократические, для которых характерна большая роль политических традиций (к примеру,  Великобритания);

- консенсусную демократию - модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решение большинства.                   
-  анархо-демократические (или охлократию) считается переходной формой демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону ;

-полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.

   Демократизация — необыкновенно сложный по своей природе процесс, не обязательно ведущий к благосостоянию и справедливости. В то же время существуют определенные условия, наличие которых способно помочь укоренению и слаженному функционированию демократических институтов.7К примеру, С.Хантингтон, исследуя препятствия и перспективы для демократизации, подразделяет их на три широкие категории: политические, культурные и экономические. 8

Информация о работе Государственно-правовой режим: понятие и виды