Государственно-правовой режим: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Государственно-правовой режим является одной из самых актуальных тем исследования в области юриспруденции и теории права, так как он непосредственно связан с государственностью, являясь её важнейшим составляющим. Он включает в себя методы, способы и приемы, с помощью которых реализуется государственная власть.
Исторические условия и политические ситуации обусловили эволюцию государственно-правовых режимов. На данном этапе по способу организации власти принято различать демократические и авторитарные. Первые видят свои задачи в провозглашении и обеспечивании общедемократических правах и свободах, предлагают в качестве гаранта плюрализм и разделение властей при формировании государственного аппарата.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….................стр.3-4
Глава 1.Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение……………………………………………………………..стр.5-8
Глава 2.Демократические режимы…………………………………….стр.9-12
Глава 3.Антидемократические режимы………………………………..стр.13-17
Глава 4.Государственно-правовой режим современной России……..стр.18-20
Заключение……………………….........................................................стр.21
Список использованной литературы………………............................стр.22

Файлы: 1 файл

rezhim_2 Курсовик.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

Культурный тезис выдвигается в двух формах. Первая из версий гласит, что только западная культура обеспечивает соответствующую базу для развития демократических институтов и, следовательно, для незападных обществ демократия в основном не подходит. Другая версия тезиса о культурном препятствии говорит о том, что одна или несколько культур изначально враждебны ей. Чаще всего называются конфуцианство и ислам.9 Современные исследования говорят о том, что перспектива роста национального благосостояния и развития демократии остается очень эфемерной в странах третьего эшелона. Большинство из них с низким уровнем дохода на душу населения и до сих пор остаются несвободными и недемократическими.  Повышение уровня образования в сочетании с ростом национального дохода оказывает определяющее влияние на поведение и политические запросы нового высокообразованного поколения. Люди с большим ежегодным доходом, работающие в сложных взаимозависимых отраслях производства, более образованные склонны в большей степени стремиться к повышению уровня политической свободы. Исследуя социальные условия, необходимые для становления демократии, С.Липсет, К.-Р. Сен и Дж.Торрес пришли к выводу, что нации, способные поднять свой жизненный уровень и уровень образования, подготавливают почву для становления демократических структур, расширяя основу для того, чтобы демократизация могла проводиться в законодательном порядке. 10

   Безусловно,  демократия не является панацеей от различного рода издержек и проблем государственного уровня, но внутри неё так же, как и во всех политических режимах, присутствует определенное количество  внутренних противоречий. Они  вызваны не только несовпадением формальных и реальных оснований демократии, но и теми конфликтами, которые заложены в самой природе публичной власти и которые не способна окончательно разрешить даже эта форма политического устройства. Должная осуществлять выражение общественных интересов по принципу большинства, демократическая власть в то же время характеризуется деятельностью групп, мыслящих в противоположном направлении и подчиняющих ее (власти) механизмы собственным замыслам и потребностям. Кроме этого, для демократии применим парадокс свободы и равенства, означающий, что, несмотря на провозглашение и законодательное закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, она не в состоянии обеспечить это в реальности по той причине, что различные группы и граждане фактически обладают неравновесными для системы власти и управления ресурсами. Практическое решение внутренних конфликтов данного типа осложняется и рядом других, в частности, функциональных противоречий демократии. Например, при формировании демократических политических порядков, как правило, хорошо известны служебные задачи и роли правящих кругов, но на самом деле никогда не бывает очевидной ясности по поводу повседневных функций основной массы населения. Серьезные трудности испытывает демократия и в области международных отношений, ставящих сегодня вопрос о выживаемости ее принципов в этой области политических отношений.

 На протяжении долгого исторического периода формы политического режима видоизменялись и приобретались определенные черты в рамках конкретных государств. Ярким примером тому являются антидемократические режимы,  представляющие собой  совокупность способов осуществления государственной  власти на основе произвола, без учета  народного мнения. Их признаками служат:

 

 

 

 

Глава третья. Антидемократические режимы.

 

   На протяжении долгого исторического периода формы политического режима видоизменялись и приобретались определенные черты в рамках конкретных государств. Ярким примером тому являются антидемократические режимы, представляющие собой совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета народного мнения. Их признаками служат:

-  господство одной формы  собственности;

-  преобладание одной политической  партии;

- существенное ограничение политических прав и свобод;

- ограничение роли выборных  органов

-  широкое применение карательных  мер;

-  усиление исполнительной власти;

-  объявление оппозиционных партий вне закона;

- стремление государства регулировать все сферы общественной жизни.

   Антидемократические режимы подразделяются на несколько видов: авторитарный и тоталитарный.

   Недемократические режимы часто называют антидемократическими. При этом тоталитарный и авторитарный режимы воспринимаются как явления отрицательные, противопоставляемые «хорошей» демократии. Но, во-первых, сама демократия небезупречна. «Как и все остальное, — пишет академик А. Н. Яковлев, — демократия не абсолютное Добро. В руках человека она может быть направлена и на Добро, и на Зло. И чтобы не произошло последнего, надо хорошо отдавать себе отчет во всех недостатках, диктуемых природой этого любимого» явления. 11

  Из трех основных видов политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) сегодня менее всего изучен авторитарный режим. Он традиционно рассматривался как переходный, промежуточный режим, лишенный специфических свойств и признаков, сочетающий в себе черты, характерные как для тоталитарных, так и для демократических режимов. 12

  Однако такой подход вряд ли можно считать верным. Р. А. Ромашов и М. В. Сальников, например, в связи с этим справедливо отмечают, что в отличие от демократических и тоталитарных режимов, которые существовали исключительно в виде теоретических конструкций, авторитарные режимы — это реальные политико-правовые системы, сложившиеся и функционирующие в конкретных государствах. Вместе с тем в ряде государств авторитаризм рассматривается не как переходная, а как устоявшаяся, стабильная форма политического режима (Китай, Южная Корея). Остановимся на них подробнее.

  Слово «тоталитаризм» в рамках политического режима впервые было произнесено итальянским фашистом Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. оно прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. Именно с этого времени и начинается его отсчет в Италии, германии и СССР. Безусловно, в этих странах присутствовали характерные черты  и характеристики, свойственные только им, но, тем не менее, можно выделить общие черты тоталитаризма:

- государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни, что выражается в разных формах.  К примеру, присвоив всю полноту  власти, верховный вождь создает  собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает  и смещает своей волей. Каждый  чиновник обязан ему карьерой  и должен безоговорочно исполнять  его указания;

 - общество в целом практически не имеет отношения к политической власти, но оно не осознает этого; формируется представление о "единстве" власти и граждан; для достижения этого используются такие методы и средства, как тотальный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, искусствои и т. д.. Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер;

- абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, основывающаяся на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

-  государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

-  доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;  13

  Очень близкий по форме, но отличающийся по содержанию, авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) основан на личной власти диктатора, значение придается именно личности вождя. До сих пор продолжаются споры по поводу того, стоит ли авторитарный  режим отделять от тоталитарного, о том, каково между ними соотношение. Ряд ученых рассматривает тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, некоторые склонны полагать, что они отдельные виды.

Безусловно, стоит отметить, что они имеют как сходства, так и различия. Их объединяющим звеном служит диктатура, а различает то, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

   Если говорить об экономической и социальных составляющих, то авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает их менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации .

Обозначим основные признаки авторитарного режима.

Характер и мера осуществления власти.

Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

- Роль идеологии в обществе.

Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Авторитарный режим не стремится к формированию особой структуры общества.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава четвертая. Государственно-правовой режим современной России.

 

Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии. Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п. Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии  15

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации – включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. 16

Л.Шевцова считает, что произошел переход от выборного самодержавия при Б.Ельцине к бюрократически-авторитарному режиму, сформированному В.Путиным. Известный отечественный политолог называет бюрократически-авторитарным правление, при котором власть сосредоточена в руках лидера и осуществляется при опоре на бюрократию и силовые структуры. Нередко подобные режимы включают в себя и либералов-технократов, которые придают им импульс развития. Но эти режимы нестабильны и рано или поздно встают перед дилеммой: либо двигаться в сторону демократии, либо жесткой диктатуры  17

Некоторыми политологами стал использоваться  термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:

- резкое ослабление политического  влияния региональных элит и  большого бизнеса;

- установление прямого  или косвенного государственного  контроля над главными телеканалами  страны;

- постоянно нарастающее  по масштабам использование «административного  ресурса» на выборах регионального  и федерального уровней;

- фактическая ликвидация  системы разделения властей;

- формирование непубличного  стиля политического поведения  18

Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.37.

В противовес пессимистичным прогнозам ряда политологов в отношении демократического развития страны президентская команда, напротив, заявляет о возвращении реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.

Информация о работе Государственно-правовой режим: понятие и виды