Государственные органы и идеологические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировало вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, к исторической судьбе Отечества.

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировало вопрос об.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировало вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечивать большую или  меньшую степень социального  консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному  сообществу, к исторической судьбе Отечества.

Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентаций, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной, для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур по индоктринации в сознание индивидов идеологии государства обеспечивает вертикальную передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности.

 

 

 

 

1.Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции. Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти.

Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме 1996, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он – глава государства. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации. Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (президент – беспартийный), что способствует разрешению споров между ними. Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу президента.

Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Глава  государства определяет целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок  взаимодействия правительства с  республиканскими органами государственного управления.

Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. В  настоящее время ряд министерств и ведомств (Совет безопасности, Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок[5.c118]. Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона.

Наделение президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти. Президент Республики Беларусь призван в рамках своих задач объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти.

Президент Беларуси выполняет  по Конституции следующие идеологические функции [5.c.123]:

Во-первых, гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной  целостности государства, прав и  свобод человека и гражданина, экономической  и политической стабильности. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с  порядком, установленным самой Конституцией, президент предпринимает все  меры для защиты как Конституции  в целом, так и каждой конституционной  статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из «вневластного» характера президентской власти. Конституция стремится поставить президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. Наличие такой функции в системе государственной власти объясняется логикой ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства.

В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Парламент Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

Одними из важнейших субъектов  идеологической деятельности в современных  обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности  и целенаправленной деятельности во многом зависит какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства  определено Конституцией и Законом  «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное собрание Республики Беларусь является представительным  и законодательным органом. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе  на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет республики является палатой  территориального представительства, состоящей из 64 депутатов. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета назначает Президент.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках  он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный  бюджет и т.д. В президентских  республиках полномочия парламентов  значительно меньше.

Для более глубокого понимания  роли депутатов в сфере идеологической деятельности важно рассмотреть  основные функции, которые выполняют  парламенты в жизни современных  обществ.

Основная функция парламента — законотворческая. Именно для  этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают  и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед  обществом.

Именно в парламентах  представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и  национальных групп и территориальных  общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства  — важнейший признак современнейшего  парламентаризма. Представительная функция  означает, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства.

Очень важной функцией современных  парламентов, значение которой постоянно  растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимы существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Важной функцией практически  всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц. Причем следует особо отметить, что деятельность законодательной власти, хотя по форме и содержанию она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неверному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию идеологии государства.

Реальной возможностью влияния  парламентов на формирование и становление  идеологии является законодательное  содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее:

— совершенствование социальных отношений и политической системы  общества на основе формирования гражданского общества, совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повышения социально-политической активности различных структур белорусского общества;

— обогащение духовной жизни  граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов  нравственности и морали всех социальных групп страны:

— развитие производства, повышение  благосостояния людей, участие граждан  в совершенствовании производственных отношений, развитие всех форм собственности  и т. д.

Таким образом,парламент является важным идеологическим органом. От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.По мере формирования и укрепления идеологии белорусского государства идеологическая роль парламента также будет расти.

 

 

 

 

 

 

3.Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства

Согласно статье 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. 

Специфика (или особенность) белорусского правительства состоит  в том, что по Конституции и  Закону «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных  органах» является не высшим, а центральным  органом госуправления. Правительство в президентской Беларуси подотчетно Главе государства и ответственно перед Парламентом. Правительство Беларуси руководит системой подчиненных ему органов государственного управления. Совет Министров имеет право законодательной инициативы.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Республики Беларусь.

Идеологическая роль Правительства  Беларуси по конкретным направлениям характеризуется широкими полномочиями и среди них:

- руководить системой  подчиненных ему органов госуправления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывать основные  направления внутренней и внешней  политики и принимать меры  по их реализации;

- представлять Президенту  для внесения в Парламент проект  республиканского бюджета и отчет  о его исполнении;

- обеспечивать проведение  единой экономической, финансово-кредитной  и денежной политики в сферах  науки, культуры, образования, экологии, социального обеспечения и оплаты  труда;

Информация о работе Государственные органы и идеологические процессы