Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:06, контрольная работа
Целью написания данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также становление и развитие абсолютизма в России. Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
Во-первых, раскрыть особенности перехода к абсолютизму в России.
Во-вторых, определить особенности политического строя, а именно раскрыть форму государственного единства, а также особенности создания прокуратуры.
Введение…………………………………………………………………………………4
1.Переход к абсолютизму в России………………………………………………………...5
2.Политический строй……………………………………………………………………….6
2.1. Форма государственного единства…………………………………………………….6
2.2. Государственный механизм…………………………………………………………….9
2.3. Прокуратура, армия, церковь……………………………..…………………………..11
3. Правовая система……………………………………………...........................................12
3.1. Гражданское право…………………………………………………………………….14
3.2. Лесоохранительное законодательство…………………………………….………….15
3.3. Семейное право……………………………………………………………………...…16
3.4. Уголовное право……………………………………………………………………….18
3.5. Процессуальное право………………………………………………...……………….20
4.Государственные реформы первой четверти XVIII века……………………………....22
4.1. Программа реформ……………………………………………………………...……..22
4.2. Указ о единонаследии…………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………..………………………….…..23
Список использованной литературы………………………………..………...……......24
МИНИСЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ФЕОДОСИЙСКАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Государственные реформы Петра I в первой четверти XVIII в. и оформление абсолютизма в России
по дисциплине «История отечественного
государства и права»
Вариант 23
ФЕОДОСИЯ – 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1.Переход к абсолютизму в России………………………………………………………...
2.Политический строй…………………………………………………………………
2.1. Форма государственного единства…………………………………………………….6
2.2. Государственный механизм………………
2.3. Прокуратура, армия, церковь……………………………..…………………………
3. Правовая система……………………………………
3.1. Гражданское право…………………………………
3.2. Лесоохранительное
3.3. Семейное право…………………………………………
3.4. Уголовное право………………………………………
3.5. Процессуальное право…………………………
4.Государственные реформы первой четверти XVIII века……………………………....22
4.1. Программа реформ……………………………………
4.2. Указ о единонаследии…………………………
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………..………...
ВВЕДЕНИЕ
Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание не только отечественных, но и зарубежных историков и юристов, которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость абсолютизма, поэтому нельзя не заметить, что эта тема является актуальной и по сей день. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на «российскую исключительность», «преемственность», и «тоталитаризм», тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но «российский абсолютизм», по мнению исследователей, мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы. Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии – к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченностью монарха.
Целью написания данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также становление и развитие абсолютизма в России. Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
Во-первых, раскрыть особенности перехода к абсолютизму в России.
Во-вторых, определить особенности политического строя, а именно раскрыть форму государственного единства, а также особенности создания прокуратуры.
В-третьих, рассмотреть особенности правовой системы, разграничив ее на гражданское право, лесоохранительное законодательство, семейное право, уголовное право, процессуальное право.
И, наконец, рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века, раскрыв всю программу реформ, указ о единонаследии, а также познакомиться с особенностями Табели о рангах. Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, необходимо начать рассмотрение вопроса с проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания монархии централизованного типа.
Это было время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе, вызвавшее противоречивые чувства как у участников событий, так и у историков. Споры XVIII в. перешли в XIX в., они ведутся и современными исследователями. Главный предмет споров - проблема абсолютизма: время его возникновения, сущность, социальная природа, периоды развития. На мой взгляд, все это породило обширную историографию, дореволюционную, советскую и современную.
В советской литературе проблема российского абсолютизма вызвала оживленную дискуссию. Большие споры шли по вопросу о времени возникновения абсолютизма в России. Переход к самодержавию, как в советской, так и в дореволюционной литературе связывают с различными периодами. Некоторые авторы склонны относить начало его ко времени Ивана III, именовавшего себя самодержцем1 . Этот взгляд разделяют и некоторые более поздние историки2 .
Некоторые исследователи ведут абсолютизм с реформ Петра I, с начала XVIII в. Н.Б. Голикова, отмечая окончательное утверждение абсолютизма при Петре I, умалчивает о его начальном моменте3. С.М. Троицкий утверждал, что «переход от сословно-представительной монархии к абсолютной начался в XVII столетии и завершился в основном в первой четверти XVIII в.»4.
Переход к абсолютизму - явление, разумеется, не одномоментное. Это определенный процесс, занимающий во времени какой-то отрезок.
Возникновение абсолютизма - явление закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. В науке существуют разные мнения по поводу того, являются ли эти закономерности едиными для всех стран или Россия имеет существенные особенности. Разумеется, что переход к абсолютизму определяется в первую очередь социально-экономическими причинами. Однако спорен вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, которые обусловливают это явление. В литературе имеется тенденция связывать переход к абсолютизму в России с генезисом капитализма. В классических условиях абсолютизм возник в обстановке серьезного развития буржуазного уклада, когда буржуазия уже начала претендовать на власть и феодальному государству нужно было умерить ее аппетиты. Решающую роль в процессе становления абсолютизма в России играла не внутриклассовая борьба и даже не борьба между эксплуататорскими классами. Важнейшей предпосылкой становления самодержавия было классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов создать крепкую власть, способную держать в узде восстающее крестьянство.
Фактором, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, была, на мой взгляд, военная опасность со стороны соседних государств. Россией не были еще решены некоторые важные исторические задачи: не воссоединены все украинские земли, нужно было пробиться к морям и т.д. Характерно, что из 35 лет царствования Петра I только около года сохранялось состояние полного мира5 .
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
2.1. Форма государственного единства
Период становления и упрочения абсолютизма знаменуется дальнейшим расширением территории Российского государства. Оно идет преимущественно за счет западных земель. В начале периода в состав Российского государства входит Левобережная Украина, а в XVIII в. - и Правобережная. Результатом активной внешней политики Петра I явилось присоединение Прибалтики. В XVIII в. присоединяются Белоруссия и Крым. Кроме того, начинается процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи. Большая часть этих районов входит в состав Российского государства на основе добровольности. Долго добивалась объединения с Россией Украина, просили подданства у русского царя казахи. В конце XVIII в. грузинский царь также принял подданство России, однако реальных последствий эта акция в данный период не имела, поскольку Россия не смогла защитить Грузию от персидского нашествия.
Первый этап преобразования
административно-
2.2. Государственный механизм
Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам. Следует сказать, что верхушка феодального общества, в интересах которой был установлен абсолютизм, тем не менее, не могла примириться с полной независимостью монарха. Поэтому и в конце XVII в., и на всем протяжении XVIII в. делаются попытки, так или иначе, ограничить его власть. Особенно это касалось тех царей (цариц), права которых на престол были шатки. Так обстояло дело, например, с Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной, Екатериной II. Но не случайно все эти попытки закончились неудачно: факторы, обусловившие переход к абсолютизму, о которых уже говорилось, действовали сильнее. В то же время на всем протяжении периода чувствовалась непрочность царского престола. Об этом говорила почти непрерывная цепь дворцовых переворотов.
При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменявшего и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената существенно меняется. В феврале 1726г. был создан Верховный тайный совет, оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору, то теперь между Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет. Сенат оказался в подчиненном положении.
При Петре I были существенно преобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запутанной системе приказов пришла новая, четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т.д. Приказной неразберихе пришел конец.
После смерти Петра I система органов управления, слишком сложная и дорогостоящая, была в большой степени упразднена. С переходом к абсолютизму важные реформы проводятся и в сфере управления городами. В 1699г. Петр I учредил новые органы - Бурмистерскую палату, или Ратушу, в Москве, а в других городах - земские избы. Эти органы избирались из торгово-промышленного сословия. Реформа означала, что впервые в истории Русского государства городское управление выделилось из общего местного управления, причем бюрократический принцип сочетался с принципом самоуправления. Деятельность этих органов свелась к финансовому управлению, точнее сказать, к обеспечению сбора налогов.
Более широкие функции получило городское управление с изданием в 1719г. регламента Коммерц-коллегии и особенно Устава Главного магистрата 1721г., а также инструкции городовым магистратам 1724г.
Еще в 1718г. была учреждена система городских магистратов, образцом которых явились рижский и ревельский городские органы. В 1720г. был назначен обер-президент, ведавший всеми магистратами страны, в которые были преобразованы земские избы6. Централизация управления городами шла навстречу пожеланиям купечества, высказываемым еще в XVII в. Купцы видели в ней защиту от притеснений местных властей. Правда, губернская реформа 1708 - 1710 гг. подчинила городское управление губернаторам, а московская Ратуша потеряла значение всероссийской, став лишь органом, ведающим Москвой. Однако позже Петр I учредил снова орган центрального управления городами - Главный магистрат, упраздненный после его смерти, вновь восстановленный в 1743г. и окончательно упраздненный при Екатерине II в 1782 г. Еще при Екатерине I магистраты были переименованы в ратуши и подчинены губернаторам и воеводам, а в 1743 г. губернаторы и воеводы стали для них не только начальниками, но и судами второй инстанции.