Государственные реформы Петра I в первой четверти XVIII в. и оформление абсолютизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также становление и развитие абсолютизма в России. Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
Во-первых, раскрыть особенности перехода к абсолютизму в России.
Во-вторых, определить особенности политического строя, а именно раскрыть форму государственного единства, а также особенности создания прокуратуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………4
1.Переход к абсолютизму в России………………………………………………………...5
2.Политический строй……………………………………………………………………….6
2.1. Форма государственного единства…………………………………………………….6
2.2. Государственный механизм…………………………………………………………….9
2.3. Прокуратура, армия, церковь……………………………..…………………………..11
3. Правовая система……………………………………………...........................................12
3.1. Гражданское право…………………………………………………………………….14
3.2. Лесоохранительное законодательство…………………………………….………….15
3.3. Семейное право……………………………………………………………………...…16
3.4. Уголовное право……………………………………………………………………….18
3.5. Процессуальное право………………………………………………...……………….20
4.Государственные реформы первой четверти XVIII века……………………………....22
4.1. Программа реформ……………………………………………………………...……..22
4.2. Указ о единонаследии…………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………..………………………….…..23
Список использованной литературы………………………………..………...……......24

Файлы: 1 файл

муж.docx

— 59.59 Кб (Скачать файл)

Для организации работ по описанию и поиску лесов, пригодных для кораблестроения, в Новгородскую губернию в 1713 году была направлена группа военно-морских офицеров, возглавляемая царевичем Алексеем. В общей сложности, леса Ингерманландии (ныне Ленинградская, Новгородская, Псковская области и частично Карелия) были описаны в 1703-1720 годах, определены и взяты под особую охрану леса, имеющие значение для кораблестроения.

Уже в конце XVII в. принимаются меры, направленные на охрану засечных лесов, т.е. тех, которые на южных рубежах страны были предназначены для военной защиты государства, являлись частью укрепленной зоны. Нарушение защитного законодательства каралось весьма жестоко, вплоть до смертной казни. Засеки в это время устраивались также в санитарных целях, в качестве попытки отгородиться от эпидемий, бушующих в соседних странах. Леса защищались и в целях охраны охотничьего зверья - источника ценной пушнины, которая составляла важную статью государственных доходов.

Особенно широко природозащитное законодательство развернулось в XVIII в. Только при Петре I было издано до 60 указов по этой тематике, а после него еще более 140, при этом четверть всех природоохранных законов была направлена на защиту леса - главного богатства страны.

Прежнее расточительное лесопользование сменилось скрупулезной экономией. Например, Указом 1701г. при валке леса запрещалось пользоваться топорами, поскольку при применении пил получается меньше отходов. Что же касается наиболее крупных мероприятий, то следует отметить введение категории заповедных лесов, рубка которых позволялась только для государственных целей, прежде всего для кораблестроения, столь любезного Петру I.

При Петре I была учреждена специальная вальдмейстерская служба, занимавшаяся лесным хозяйством. С течением времени стали готовить и свои кадры лесоводов.

Кроме лесного хозяйства, государство заботилось в это время и о рыбоохране, а также о природной среде в городах. Как и в Западной Европе, большие города в России утопали в отбросах и нечистотах. Петр I принял строгие меры к поддержанию чистоты в городах, прежде всего в Петербурге9.

 

 

3.3. Семейное право

Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. Уже при Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право.

На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к заключению брака, в первую очередь о брачном возрасте. Указ о единонаследии поднял брачный возраст до 20 лет для жениха и 17 - для невесты. Законодатель имел в виду интересы общества и государства. Для государственной службы, учебы, командировок за границу требовались молодые люди, не обремененные семьей. Однако петровский закон отвергал канонические нормы, а именно правила византийской Кормчей, а также старинные обычаи, допускавшие значительно более ранние браки. Поэтому даже в правление Петра I нормы его закона не соблюдались.

Вместе с тем в 1721г. Петр I установил специально для гардемаринов брачный возраст в 25 лет, и эта норма соблюдалась на протяжении всего века, что вполне понятно: моряку обременяться семьей особенно не годилось. В XVIII в. менялись нормы и о соотношении обручения и венчания. Сначала, при Петре I, временной разрыв между тем и другим был уменьшен до шести недель, а в 1775г. венчание было вообще соединено с обручением.

Несколько расширились имущественные права жены. Она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью. Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака (политическая смерть или ссылка в вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов и пр.).

3.4. Уголовное право

В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, свойственных абсолютизму, так и общим развитием правовой культуры. Особое значение в этой сфере имеет законодательство Петра I, прежде всего его Артикул воинский.

Именно при Петре впервые появляется уже современный термин для обозначения уголовного правонарушения – «преступление». Заметно развилось учение о составе преступления, хотя в нем еще наблюдаются большие пробелы. Так, в Артикуле воинском говорится об ответственности малолетних, которые подлежат наказанию, но в меньшей мере. Освобождение их от ответственности допускается, но не является обязательным. То же относится и к невменяемым.

В петровском законодательстве делаются новые шаги к разграничению преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются умышленные, неосторожные и случайные деяния. Однако терминология еще не устоялась: Артикул воинский часто путает неосторожные и случайные деяния.

Развивается и система государственных преступлений. Этот род преступлений был известен и до Петра I. К ним примыкают воинские преступления (дезертирство, неявка на службу, насилие в отношении мирного населения и др.). Естественно, что Артикул воинский подробно говорит о таких преступлениях.

Развивается система должностных, имущественных и преступлений против личности. Еще больше усложняется система наказаний. Появляется новая цель наказания - использование труда осужденных. Этой цели служит новый вид наказания - каторга, введенная в 1699г. Потребность в рабочей силе побудила Петра I существенно расширить круг преступлений, за которые применялась каторга, поэтому смертная казнь заменялась каторжными работами. Первоначально под каторгой понималось использование заключенных как гребцов на галерах (по-русски - каторгах), но вскоре под каторжными работами стали пониматься всякие иные тяжкие работы, в особенности при сооружении портов (Азова, Рогервика на Балтийском море). Каторжные работы назначались за тяжкие преступления. Каторга могла быть пожизненной, срочной и бессрочной. Срочная назначалась на 10 - 20 лет. Бессрочная - применялась в двух случаях: помещик, сославший своего крестьянина, мог в любой момент вернуть его обратно, а должник освобождался после отработки долга. Пожизненных каторжных клеймили. На каторгу (кроме пожизненной) ссылали не только осужденного, но и его семью. При этом имелось в виду не столько наказание невиновных людей, сколько заселение неосвоенных территорий. Каторжные работы были рентабельными. По мнению тогдашних специалистов, каторжник стоил государству значительно дешевле, чем наемный рабочий. Каторжные работы применялись и к злостным должникам.

Телесные наказания, в том числе битье осужденных, не было новинкой для русского права. Однако Петр I придумал новый вид такого наказания - шпицрутены, т.е. битье палками, прутьями (шпицрутен в переводе с немецкого - острый прут, острая палка). Удары шпицрутенами были менее мучительными, чем кнутом. Но зато они назначались тысячами, поэтому часто влекли за собой те же последствия, что и кнут, т.е. изувечение или даже смерть преступника. Осужденного, обычно солдата, прогоняли «сквозь строй». Это значило, что воинская часть или подразделение выстраивались в две шеренги, образуя коридор, по которому вели наказываемого, а его товарищи с обеих сторон били его шпицрутенами. Наказание имело двойную цель: во-первых, сам преступник подвергался мучению, а во-вторых, остальные солдаты получали своеобразное предупреждение, что с ними могут поступить так же.

В конце XVIII в. расширяется применение такой формы лишения свободы, как тюремное заключение. Появляются новые виды мест лишения свободы - смирительные и работные дома для менее опасных преступников и административно арестованных.

3.5. Процессуальное  право

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду, т.е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным, - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. М.Ф. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а следственные – исключением»10 . Иной точки зрения придерживался С.В. Юшков. Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела... рассматривались в порядке обвинительного процесса, т.е. так называемого суда»11 . М.А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса (старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I 12. Думается, однако, что розыск до Петра I нельзя еще считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.

В начале своего царствования Петр совершает решительный поворот в сторону розыска. Именным Указом 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» полностью отменяется состязательный процесс с заменой его по всем делам процессом следственным, инквизиционным. Сам по себе Указ 21 февраля 1697г. не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.

Закон закрепляет стройную систему судебных органов, не известную до Петра I, довольно четко регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия создаются уже специальные органы. Однако они все еще не до конца отделены от администрации. Судьями в военных судах являются строевые командиры, в качестве второй инстанции выступает соответствующий начальник, приговоры судов в ряде случаев утверждаются вышестоящим начальством. Нет пока деления на органы предварительного следствия и судебные органы.

Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя - монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.

Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издается много крупных законов, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя новое общее уложение подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы - военно-уголовный, процессуальный.

Россия выходит на новый серьезный рубеж - в недрах феодализма возник и развивается капиталистический уклад, который скоро заявит о себе во весь голос.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ

XVII ВЕКА

4.1. Программа реформ

Идеологическое обоснование сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра Iдал один из ее идеологов И. Посошков в работе, посвященной императору, - «Книге о скудности и богатстве» (1724)13 . Основным ее содержанием стали проекты экономических преобразований, среди которых государственное покровительство отечественным промышленности и торговле, система обеспечения купеческих предприятий рабочей силой, регулирование цен на основные виды товаров и т.п.

Посошков указывал на необходимость точного государственного нормирования крестьянских повинностей, предлагая заменить подушную подать поземельной, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Контроль за крестьянами должны были осуществлять сами помещики.

Для упорядочения поземельных отношений предлагалось ввести прогрессивный налог на недвижимость. Это мотивировалось тем, что вся земля является собственностью государства и ее бесплатное использование недопустимо.

Посошков предлагал комплектовать чиновничий аппарат, используя критерии профессиональной способности и выслуги. Он выступил с проектом «прямого правосудия», осуществляемого судьями – чиновниками, находящимися на государственном жалованье.

Суд в государстве должен быть единым для всех. Судопроизводство также должно быть унифицированным, для чего требуется подготовка нового Судебника с детальной росписью процедуры.

Автор теории настаивал на проведении политики протекционизма отечественной промышленности, рациональном соотношении импорта и экспорта товаров, предлагал монарху проявить максимальную заботу об использовании природных богатств.

Для более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.

Одна из главных задач государя – создать систему хороших законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами.

Становление абсолютной монархии в России проходило сложным и противоречивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности.

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы – разряды (предшественники будущих губерний).

4.2. Указ о единонаследии

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимость». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

Информация о работе Государственные реформы Петра I в первой четверти XVIII в. и оформление абсолютизма в России