Государственный аппарат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия и структуры государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата на примере практики зарубежных стран.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие государственного аппарата 4
2. Структура государственного аппарата 8
3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 17
Заключение 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

курсовой тгп.docx

— 82.20 Кб (Скачать файл)

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое  положение, когда законодательная  власть оставалась бы исключительно  привилегией законодателей, непосредственно  подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоят далеко не так.Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую


6См:Вопленко Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.-21с.

7См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 116 с.

перегруженность данных органов  правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских сообществ.

Каждый из этих органов  и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается "суверенитет" высшего законодательного органа в правовой сфере.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредоточивает в своих руках весьма значительную законодательную инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит  в основном Депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Так, например, согласно Конституции  США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступать с инициативой  созыва специальных сессий Конгресса. Президент периодически представляет Конгрессу "сведения о состоянии  союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". Он имеет право "с  совета и согласия Сената заключать  международные договоры при условии  их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных  представителей и консулов, судей Верховного суда, а. также других должностных лиц Соединенных Штатов ..." (Конституция США, ст. 11, раздел 2).8

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.

Система органов государственного управления осуществляет в различных  формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они  выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной  власти и вышестоящих органов  государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания  своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов  и во исполнение законов.9

В пределах своей компетенции  органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные  задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны


8См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 188 с.

9См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 206 с.

. Оно осуществляет исполнительную  власть в соответствии с Конституцией и законами" (ст. 97)Согласно Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать "постановления о предписаниях" по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, "пребывания иностранцев в государстве", ввоза и вывоза товаров, валюты или "других средств производства, средств связи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, предприятий, планировки застроек", охраны природы и окружающей среды и др. (гл. 8, № 7).

В зависимости от сложности  задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные  и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиеся при советах министров.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками  одной или нескольких административно-территориальных  единиц (края, провинции, области, района, города т.п.).10 В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляю руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.


10См: Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций -М.: Юрайт, 2011. - 64 с

.  

Ведущую роль в системе  органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными  органами государств и возглавляют  всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод; граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.11

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как законодательные  органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной  и исполнительной властей, система  судебных органов выступает в  качестве носителя судебной власти. Это  положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что "судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно закону" (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что "судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель" (ст. 92).


11См: Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и праваМ.: Издательский дом "Дело"  РАНХиГС, 2011. - 257с.

Статус носителя одной  из трех — судебной — властей  обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном  механизме наряду с другими органами.Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В Китайской Народной Республике, например, — это Верховный народный суд, местные народные суды, "военные суды и другие специальные народные суды". В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что "судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (разд. 1 ст. III).

Однако, несмотря на особенности  структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много  сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много  общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных  принципах их организации и функционирования.

Так, например, в конституционных  актах подавляющего большинства  современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в пределах установленной юрисдикции в решении любых вопросов. "Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных" и других органов и организаций — отмечается, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).12

В большинстве конституций  современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Разумеется, данный принцип, равно как и другие принципы организации  и деятельности судебных органов, не следует абсолютизировать. Конституционная  теория далеко не всегда совпадает  с практикой. Нередко в деятельности судебных органов многих стран имеют место грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.

Кроме того, в самих конституциях довольно часто устанавливаются  в отношении данных принципов  некоторые ограничения. Так, Конституция  Испании, провозглашающая открытость судебного разбирательства, делает тут же оговорку — "за исключением  предусмотренных процессуальными  законами случаев" (ст. 120). Конституция  Японии устанавливает: "Если суд  единогласно решает, что гласность  представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство  может вестись при закрытых дверях" (ст. 82). 13

Аналогичные положения содержатся в конституционных актах многих других стран.Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. "Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, — говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), — имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов и соблюдением общественного интереса". Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.


 

12 См: Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник Гриф МО РФ М.: КноРус, 2010. - 103 с.

13 См:Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузовИзд.8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2011. - 503 с. 

3. Основные принципы организации  и деятельности государственного  аппарата

 

Под принципами организации  и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие  в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую  сущность, социальное содержание и  назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и  претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в  основном деятельности государственных  аппаратов многих стран, приживались  и развивались. Другие, относящиеся  чаще всего к процессу организации  и деятельности государственных  аппаратов отдельных стран, по мере происходящих в этих странах изменений отпадали.14

Так, например, совсем до недавнего времени, а именно — до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей; принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.15

Информация о работе Государственный аппарат