Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия и структуры государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата на примере практики зарубежных стран.
Введение 3
1. Понятие государственного аппарата 4
2. Структура государственного аппарата 8
3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 17
Заключение 26
ЛИТЕРАТУРА 27
Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоят далеко не так.Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую
6См:Вопленко Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.-21с.
7См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 116 с.
перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских сообществ.
Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается "суверенитет" высшего законодательного органа в правовой сфере.
Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредоточивает в своих руках весьма значительную законодательную инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельности парламента.
Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит в основном Депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.
Так, например, согласно Конституции
США, президент обладает правом вето
на принимаемые Конгрессом акты. Он
может выступать с инициативой
созыва специальных сессий Конгресса.
Президент периодически представляет
Конгрессу "сведения о состоянии
союза и предлагает на его усмотрение
такие меры, которые сочтет необходимыми
и полезными". Он имеет право "с
совета и согласия Сената заключать
международные договоры при условии
их одобрения двумя третями
Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.
Система органов государственного
управления осуществляет в различных
формах исполнительно-распорядительную
деятельность. Исполнительная деятельность
органов государственного управления
проявляется в том, что они
выступают как непосредственные
исполнители требований, содержащихся
в актах органов
В пределах своей компетенции
органы государственного управления наделяются
необходимой для их нормального
функционирования оперативной
8См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 188 с.
9См: Протасов В.Н., Протасова Н.В.Лекции по общей теории права и теории государстваМ.:Городец, 2010. - 206 с.
. Оно осуществляет
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиеся при советах министров.
К местным органам
10См: Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций -М.: Юрайт, 2011. - 64 с
.
Ведущую роль в системе
органов государственного управления
выполняют правительства. Они являются
высшими исполнительными и
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.
Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что "судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно закону" (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что "судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель" (ст. 92).
11См: Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и праваМ.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011. - 257с.
Статус носителя одной из трех — судебной — властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В Китайской Народной Республике, например, — это Верховный народный суд, местные народные суды, "военные суды и другие специальные народные суды". В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что "судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (разд. 1 ст. III).
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования.
Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в пределах установленной юрисдикции в решении любых вопросов. "Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных" и других органов и организаций — отмечается, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).12
В большинстве конституций
современных государств закрепляется
принцип гласности
Разумеется, данный принцип, равно как и другие принципы организации и деятельности судебных органов, не следует абсолютизировать. Конституционная теория далеко не всегда совпадает с практикой. Нередко в деятельности судебных органов многих стран имеют место грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.
Кроме того, в самих конституциях
довольно часто устанавливаются
в отношении данных принципов
некоторые ограничения. Так, Конституция
Испании, провозглашающая открытость
судебного разбирательства, делает
тут же оговорку — "за исключением
предусмотренных
Аналогичные положения содержатся в конституционных актах многих других стран.Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. "Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, — говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), — имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов и соблюдением общественного интереса". Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.
12 См: Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник Гриф МО РФ М.: КноРус, 2010. - 103 с.
13 См:Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузовИзд.8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2011. - 503 с.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих в этих странах изменений отпадали.14
Так, например, совсем до недавнего времени, а именно — до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей; принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.15