Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия и структуры государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата на примере практики зарубежных стран.
Введение 3
1. Понятие государственного аппарата 4
2. Структура государственного аппарата 8
3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 17
Заключение 26
ЛИТЕРАТУРА 27
14См:Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузовИзд.8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2011. - 422 с.
15См:Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузовИзд.8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2011. - 465 с.
Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие принципы, отвечающие интересам и потребностям вновь пришедших к власти правящих кругов.
Вместе с тем независимо
от особенностей отдельных государств
и происходящих в них изменений
в организации и деятельности
государственных аппаратов
Однако, тем не менее, общие принципы, а точнее — общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере реализуются.Среди такого рода принципов следует назвать принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических стандартов членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности и др.
Данные и другие им подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах. Издание последних иногда предусматривается в конституциях. Нередко конституции содержат прямые ссылки на специальные законы. Так, например, Конституция Греции в разделе "О правительстве", указывая на то, что "правительство образуется Советом министров, включающим премьер-министра и министров", одновременно предусматривает, что должен быть издан специальный закон, который "устанавливает правила о составе и деятельности Совета министров". И далее: "Закон определяет статус заместителей министров и министров без портфеля, государственных секретарей, которые могут обладать правом быть членом правительства, а также положение постоянных государственных секретарей администрации" (ст. 81).
Не имея возможности рассмотреть
все или хотя бы самые важные,
основные принципы организации и
деятельности государственного аппарата,
остановимся на раскрытии лишь некоторых
из них. Одним из таких принципов
является принцип законности и конституционности
организации и деятельности государственного
аппарата. Следует заметить, что, обладая
не только юридическим, но и политическим
характером, законность и конституционность
выступают как основной метод
функционирования различных государственных
органов и организаций. Применительно
к деятельности государственного аппарата
разных стран законность и конституционность
означают осуществление всех свойственных
государственным органам и
Следует заметить, что законности
и конституционности как
Исходя из этого в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
16См: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. -45 с.
Несмотря на то, что социалистический
("коммунистический") тип государства
и права практически не состоялся,
в юридической и отчасти
Исходные положения и требования социалистической законности были разработаны В. И. Лениным в ряде работ и особенно в известном письме "О "двойном" подчинении и законности". В последующем они были развиты в специальной научной литературе. В числе таких положений следует назвать положение о единой для всей территории страны, для всех органов и организаций, должностных лиц и граждан законности, о том, что "законность" не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская". Заслуживает внимания положение о соответствии социалистической законности и целесообразности в решении государственных и общественных дел, о необходимости подчинения "местной прокурорской власти только центру" и сохранения за прокуратурой права и обязанности "опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений, без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда" и др.
Основу любой законности
и конституционности составляют
конституции различных
Строгое и неуклонное соблюдение
законности и конституционности
является важнейшим принципом
В числе важнейших принципов
организации и деятельности государственных
аппаратов разных стран наряду с
принципами-требованиями оптимальности
их построения, эффективности
Проблемы профессионализма
и этики государственных
Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависят характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения. Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда еще чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или иное несовершенство, свою профессиональную или этическую ущербность. Естественно, что самый благоприятный для себя имидж оно пытается создавать и у "опекаемого" им населения. И, кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.
17См: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 78 с.
В связи с этим вскоре после Второй мировой войны знаменитый английский памфлетист, великий знаток психологии и нравов бюрократии Сирил Паркинсон писал: "Подросткам, учителям и авторам пособий по истории государственных учреждений и политике кажется, что мир сравнительно разумен. Они думают, что люди свободно выбирают своих представителей из тех, к кому питают особое доверие. Они полагают, что самые умные и самые дельные из этих избранных становятся министрами. Они воображают, как заправилы промышленности, свободно выбранные акционерами, облекают деловой ответственностью тех, кто проявил себя на более скромной работе. Все это бодро утверждается или тихо подразумевается во многих книгах". Но тем же, заключает автор, "кто хоть как-то знает деловую жизнь, предположения эти просто смешны. Высокий совет благородных мудрецов существует лишь в мозгу учителя, и потому небесполезно напоминать иногда о правде".18
Учитывая важность и постоянную актуальность принципов профессионализма и этики государственных служащих, этим вопросам всегда уделялось значительное внимание не только в научной литературе, но и на официальном уровне. Во многих странах это стало особенно заметно после Второй мировой войны. Это проявилось прежде всего в разработке и принятии в ряде стран кодексов чести и поведения государственных служащих, в принятии специальных законов и других нормативных актов, регулирующих деятельность и характер поведения государственных чиновников, и др. В США, например, еще в 1958 г. Конгресс принял резолюцию, устанавливающую кодекс поведения всех без исключения федеральных государственных служащих. Позднее были приняты и другие аналогичные акты. Это, в частности, Исполнительный приказ Президента США (1990 г.), обновленный Акт об этике поведения государственных служащих США (1978 г.), Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США (1977 г.) и Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США (1977 г.).
18См: Григорьева И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 100 с.
Всем федеральным чиновникам предписывалось сделать все возможное, чтобы "добиться полной убежденности каждого гражданина США в честности и искренности усилий федерального правительства". Наконец, членам кабинета и всем остальным государственным служащим строго предписывалось постоянно уважать и неукоснительно соблюдать фундаментальные принципы этической службы в том виде, как они изложены в приказе.
В чем же конкретно заключаются
эти принципы и к чему они сводятся?
В чем их смысл и каково содержание?
Отвечая на эти вопросы, следует
заметить, что по существу своему данные
принципы представляют собой довольно
конкретные юридические и морально-
Вот примеры некоторых из них, которые оказались бы далеко не лишними применительно к отечественной государственной службе.
Один из принципов-требований гласит, что госслужбу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются "какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению" государственными чиновниками своего служебного долга.
Государственные служащие не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или такого же рода информации в личных целях.Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме "поощрять подношения" или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, "добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую со стороны государственного органа, в котором работают эти служащие". Не разрешается также принимать подарки и от тех лиц, интересы которых в значительной степени зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей.19
В целях обеспечения высокого
уровня доверия к правительственным
кругам со стороны населения
В этих же целях государственным
служащим США предписывается "самым
честным образом исполнять свой
служебный долг". Не брать на себя
никаких выходящих за рамки их
компетенции обязательств. Не давать
каких бы то ни было обещаний, связывающих
правительство. Все вопросы решать
объективно и справедливо. Не отдавать
никаких "предпочтений отдельным
лицам или частным
Помимо названных можно привести еще ряд других принципов-требований, свидетельствующих о стремлении администрации США не только к приобретению, но и к сохранению в глазах широких слоев населения высокого престижа федерального и местного чиновничества, к обеспечению твердой поддержки со стороны общества всех проводимых им "мероприятий". Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени "приблизить" государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить "среднему американцу" любого, даже самого высокого администратора не иначе как "своего человека".20
Было бы наивным идеализировать
практику их применения и исходить
из того, что они всегда и во всем
одинаково применимы и
19См: Григорьева И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 89 с.
Из новой и новейшей
истории Соединенных Штатов известно,
какие грандиозные скандалы, связанные
с коррупцией чиновничества, вымогательством,
взяточничеством и другими
Поэтому такого рода акты и
принципы, весьма полезные для американской
государственной жизни и