Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:33, реферат
Нормативными актами республик, краев, областей метрологический надзор может быть распространен на другие сферы деятельности. Анализируя указанный перечень, следует отметить следующее:
перечень возглавляют не производственные сферы, недостоверность измерений в этих сферах может иметь серьёзные последствия, угрозу безопасности, а также большие финансовые потери для населения и страны в целом. Примерами средств измерений, являющимися объектами ГМКиН, могут быть:
• здравоохранение - СИ кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и приборы счёта клеток и т.д.;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………………3
Часть 1. Метрологические службы…..…….……………………………………………5
Часть 2. Государственный метрологический контроль и надзор….…………………..9
Государственный метрологический контроль ..………………..…………………..…10
Государственный метрологический контроль за средствами измерений…...……………………………..13
Государственный метрологический надзор….………………..…………….…………16
Осуществление государственного метрологического контроля и надзора……………………………………………………..20
Лицензирование деятельности относительно средств измерения…….……………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………24
6) Информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.
Программа испытаний
средств измерений может
На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
В соответствии с международными
соглашениями России Госстандарт РФ
может принять решение о
Периодические контрольные испытания изделия на соответствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:
1) При наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств измерений;
2) При внесении в конструкцию или технологию изготовления средств измерений изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;
3) При истечении срока действия сертификата об утверждении типа;
4) По решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем;
5) В случае выдачи лицензии на право производства средств измерений предприятию, не являющемуся изготовителем образцов средств измерений, по результатам испытаний которых утвержден их тип.
Поверка средств измерений. Средства измерений (СИ), подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель (СИ), поверке подлежит каждый экземпляр СИ. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.
По решению Госстандарта России
право поверки средств
Все выпускаемые средства измерения из производства или ремонта, ввозимые средства измерений и используемые в целях эксплуатации, проката или продажи, должны быть своевременно представлены на поверку. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ
Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (органами ГМС) или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
Закон "Об обеспечении единства измерений" устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:
• Утверждение типа средств измерений;
• Поверка средств измерений, в том числе эталонов;
• Лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляются только в сферах, установленных Законом. Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы:
• Предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения ГМК и Н. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок;
• Не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не проводится.
Структурная схема утверждения типа и поверки средств измерений как вида государственного метрологического контроля.
Система испытаний и утверждения типа средств измерений (далее Система) включает:
• Испытания средств измерений с целью утверждения типа;
• Принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;
• Испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу;
• Признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;
• Информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.
Организационно в Систему входят:
• Научно-техническая комиссия по метрологии и измерительной технике (НТК) Госстандарта России;
• Управление Госстандарта России, на которое возложено руководство рабо-
• Всероссийский
научно-исследовательский
• Государственные центры испытаний средств измерений;
• Органы Государственной метрологической службы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
Осуществляется за:
1) Выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
2) Количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
3) Количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм. Это распространяется только на средства измерений, относящиеся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора. Поэтому первоочередная задача каждого предприятия - составить перечень средств измерений, относящихся к этой классификационной группе, т.е. подлежащих поверке.
Нормативными актами субъектов РФ метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.
По первому вопросу основным документом, регламентирующим Государственный надзор, являются правила ПР 50.2.002-94 "ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм".
Основными задачами проверок являются:
- Определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;
- Определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для проверки средств измерений;
- Определение наличия и применения аттестованных методик выполнения измерений;
- Контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.
По второму вопросу
основной документ - правила ПР 50.2.003-94
"ГСИ. Порядок осуществления
Объектами государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, являются торговые операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического лица или физического лица в собственность другого юридического или физического лица, при этом количество товара определяется в результате измерений.
Нарушениями метрологических правил и норм при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, считаются:
а) Отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи;
б) Отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене;
в) Использование средств измерений, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.
По третьему вопросу основным документом являются правила ПР 50.2.004-94 "ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже". Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ "Содержимое нетто в упаковках". Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР 50.2.004-94 вводят единственное дополнение - погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении Государственного метрологического надзора не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).
Закон Российской Федерации
"Об обеспечении единства измерений"
(далее Закон) разделил понятия "государственный
метрологический контроль" (ГМК)
и "государственный
От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона — защита интересов граждан и государства в целом от отрицательных последствий, вызванных неправильными результатами измерений.
Функции ГМН возложены
на органы Государственной
Практика показывает, что несоблюдение этого требования наиболее распространено, так как производителю выгодно настроить технологический процесс расфасовки на нижнюю границу поля допуска, и при этом до введения ГМН никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, может оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением "среднего недовложения" на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукта. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством .
Для успешного внедрения данного вида ГМН необходимо проведение целого ряда организационно-технических мероприятий:
• разработка более детальных методик по надзору за конкретными группами фасованных товаров в упаковках и мет-дик по надзору за фасованными товарами в упаковках без разрушения упаковок с использованием статистических характеристик тары;
• разработка компактного оборудования для государственных инспекторов, включающего весоизмерительный прибор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требуется введение соответствующих характеристик в нормативные документы на фасованные товары.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:
- Запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
- Гасить поверительные клейма и аннулировать свидетельства о поверке в случаях, когда средства измерений дают неправильные показания или просрочены межповерочные интервалы;
- При необходимости изымать средства измерений из эксплуатации;
- Представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
- Давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
- Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.
Государственные инспекторы,
осуществляющие государственный
Информация о работе Государственный метрологический контроль и надзор в РФ