Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: - исследовать происхождение понятия политического режима как одного из элементов формы государства; - рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки; - проанализировать виды современных политических режимов; При написании данной курсовой работы были использованы не только пособия по теории государства и права, но и работы по политологии и конституционному праву.
Введение 3
1. Политический режим как элемент формы государства 4
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов 10
2.2 Демократические политические режимы 11
2.3. Антидемократические политические режимы 15
2.3.1. Авторитарный политический режим 15
2.3.2. Тоталитарный политический режим 20
2.3.3. Иные политические режимы 27
3.Политический режим современной России 28
CoolReferat.com
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Институт повышения квалификации и дополнительного образования
Факультет управления и права
Кафедра теории и истории государства и права
Государственный (политический) режим
Автор курсовой работы
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Обозначение курсовой работы КР-02069964-030501-13-10
Руководитель работы
канд. юр. наук, доц.
Оценка ____________
Саранск 2010
Содержание
Введение
1. Политический режим как элемент
формы государства
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы классификации
политических режимов
2.2 Демократические политические
режимы
2.3. Антидемократические
политические режимы
2.3.1.
Авторитарный политический
2.3.2.
Тоталитарный политический
2.3.3.
Иные политические режимы
3.Политический режим
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим – это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов. Актуальность данной темы подтверждает то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: - исследовать происхождение понятия политического режима как одного из элементов формы государства; - рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки; - проанализировать виды современных политических режимов; При написании данной курсовой работы были использованы не только пособия по теории государства и права, но и работы по политологии и конституционному праву.
1. Политический режим как элемент формы государства
1.1. Понятие политического режима как элемента формы государства
Форма государства как совокупность
его внешних признаков показывает, какова
организация государственной власти, каким образом, какими органами
и какими методами она осуществляется
в данном государстве. Форму государства
характеризуют три элемента, из которых
она складывается: форма правления, форма
государственного устройства и политический
режим. Форма правления характеризует
способ организации высших органов государственной
власти, порядок их формирования, взаимодействия
между собой, а также с населением. Все
государства по форме правления подразделяются
на монархии и республики. В монархиях
высшая власть полностью или частично
сосредотачивается в руках единоличного
главы государства — монарха, его верховная
власть, как правило, не ограничена определённым
сроком и передаётся по наследству. Истории
и современной конституционной практике
известны такие разновидности монархии,
как раннефеодальная, сословно-представительная,
абсолютная, дуалистическая, парламентарная
монархия. В республике высшая власть
принадлежит органам, избираемым или формируемым
на определённый срок. Основные разновидности
современной республики – президентская
и парламентская республика, однако распространение
получает и смешанная республика, известны
и другие разновидности республики –
советская республика, суперпрезидентская
республика. Форма государственного (территориального)
устройства – способ организации государственной
власти по территории характеризующий
соотношение государства как целого с
его составными частями. Государства по
форме федеративного устройства подразделяются
на унитарные и федеративные. Унитарное
государство – простое, единое, цельное
государство, не имеющее в своём составе
государственных образований. Федеративное
государство (федерация) – сложное государство,
части которого являются государствами
или государственными образованиями. Третий
элемент формы государства - государственный
(политический) режим. [1] Строго говоря,
никто из мыслителей древних времен не
употреблял понятия "политический режим".
Как отмечают исследователи, это понятие
возникло значительно позднее. Но само
его возникновение было в значительной
степени подготовлено ходом политической
мысли, а многие из важнейших, использующихся
в современном политическом анализе идей,
берут свое начало в Античности. Так, в
наследии Древней Греции особый интерес
представляют идеи Платона и Аристотеля,
выступавших во многом с отличных друг
от друга позиций и пользовавшихся различными
способами аргументации. Платон (427—347
гг. до н.э.), оставил интересные наблюдения
о формах государственного устройства,
выделив аристократию, тимократию, олигархию,
демократию и тиранию и связав их при этом
с пятью видами душевного склада людей.
Но его главный вклад состоит, конечно
же, не в этом. Главное в том, что будучи
пессимистом и усматривая определенную
деградацию в эволюции политических форм,
Платон в своем "Государстве" и, особенно,
в "Законах" создал образ "идеального
государства", которое, в действительности,
является продолжением легистских проектов
и всесторонне обосновывает концепцию
тоталитарного правления. Принципиально
отличными были взгляды на политику Аристотеля
(384—322 гг. до н.э.), этого гиганта Античности,
человека подлинно энциклопедических
познаний и донесшего до нас в своих сочинениях
все интеллектуальное и нравственное
богатство своего времени. По точному
замечанию Е. Вятра, его подход к анализу
политических явлений существенно отличался
"от других древних философов, в частности,
от Платона", т.к. "он впервые в истории
общественной мысли применил эмпирический
метод – наблюдение и индукцию [2]. Чрезвычайно интересной представляется
разработанная Аристотелем типология
политических форм или режимов. Ученый
полагал, что всякая форма правления, любой
сколько-нибудь устойчивый режим может
существовать в двух различных состояниях.
Во-первых, режим может быть адекватен
ситуации и быть способен в целом действовать
в интересах широких слоев общества. Во-вторых,
режим, правящая элита, даже в условиях
демократии, может отстаивать и стремиться
провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные
интересы. Эллинский мыслитель выделил
три основных формы правления: монархию,
аристократию и политию. Их он рассматривал
как "правильные", т.е. в основном
отвечающие интересам общества. Однако,
наряду с этими формами существуют также
и "неправильные", возникновение
которых связано с вырождением правильных.
Таким образом, писал Аристотель, монархия
вырождается в тиранию, аристократия –
в олигархию, а полития – в демократию
(или охлократию, как уточнял позднее Полибий).
В эпоху нового времени ученые в основном
трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем,
дополняя их своими измышлениями о устройстве
государства. Так, Макиавелли, не создав
какой-то принципиально новой типологии
политических режимов или форм правления,
следуя в этом за рассуждениями Полибия.
Но, во-первых, он придал им совершенно
новую трактовку в условиях становления
абсолютистского государства, продемонстрировал,
что типология древних вполне работоспособна
и при анализе политической борьбы в совершенно
новых условиях; во-вторых, сделал ряд
важных замечаний относительно перехода
от одной формы правления к другой. Флорентийский
мыслитель достаточно подробно анализирует
социальные основания различных политических
систем, обращаясь за примерами не только
к европейской, но и к восточной действительности
[3]. Определенный вклад в развитие
теории «политических режимов» внес и
Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который, хотя
и рассматривал по традиции скорее "чистые
типы" политического правления, подошел
к ним с историко-географической меркой
и четко обосновал, что политические учреждения
и законы в обществе не просто являются
результатом "общественного договора"
или ниспосланы мудрым правителем. Эти
законы весьма разнообразны в каждом конкретном
обществе и всецело определяются его особенностями
– климатом, "нравами", величиной
территории, исторической обстановкой.
Монтескье весьма подробно рассматривает
поэтому вопрос о среде функционирования
политического режима – географической,
психологической, социальной. Отметим,
что в новое время множество исследователей
уделили внимание конкретным видам политических
режимов, но не рассматривая сущности.
Так, французский мыслитель А.де Токвиль
(1805-1859) и приверженец его идей англичанин
Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями
развивающейся теории, активной демократии. Вообще,
демократическую теорию Запада разрабатывали
такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс,
Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам,
Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль
и др. Позднее, за «переосмысление» взглядов
на политический режим взялись представители
теории марксизма. Развитием их идей занялись
теоретики и практики большевизма (В. Ленин,
Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы
которых, несомненно, представляют для
исследователя политических режимов несомненный
интерес, прежде всего, как материалы знатоков
функционирования коммунистического
режима. И уже гораздо позднее одно из
первых современных определений политического
режима дал французский политолог М. Дюверже.
Он понимал политический режим как "определенное
сочетание систем партий, способа голосования,
одного ли нескольких типов принятия решения,
одной или нескольких структур давления".
Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил
формулу М. Дюверже, включив в понятие
"политический режим" принцип легитимности,
структуру институтов, партийную систему,
форму и роль государства. Данное понимание
сущности политического режима на долгое
время утвердилось и стало общепризнанным
в европейской науке. Современное определение
политического режима как формы государства
следующее: государственный (политический)
режим – это совокупность приемов, способов
и методов, с помощь которых осуществляется
государственная власть. Тип политического
режима определяется уровнем развития
и интенсивностью общественно-политических
процессов, структурой правящей элиты,
механизмом ее формирования, состоянием
свобод и прав человека в обществе, состоянием
отношений с бюрократией (чиновничий аппарат),
господствующим в обществе типом легитимности,
развитостью общественно-политических
традиций, доминирующим в обществе политическим
сознанием и поведением. Признаками политического
режима являются: - механизмы властвования,
способ функционирования государственных
органов, процедуры отбора правящих групп
и политических лидеров; - порядок распределения
власти между различными социальными
силами и выражающими их интересы политическими
организациями; - реализация принципа разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную; существование системы сдержек
и противовесов; - система методов осуществления
политической власти (разрешительные
– запретительные, убеждение – принуждение,
экономические – внеэкономические); - характер
отношения населения к политическому
участию: активное, индифферентное, пассивное;
каковы формы этого участия: организованные,
стихийные; - состояние прав и свобод в
обществе; признание или непризнание властью
естественных неотчуждаемых прав личности
и гражданина; реальность их гарантий; -
способы урегулирования социальных и
политических конфликтов; - характер влияния,
оказываемого политической культурой
основных групп общества на динамику и
направленность политического процесса; -
наличие политических партий в обществе,
их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений
с государством; существование оппозиции,
ее статус, взаимоотношения с государственной
властью; - политический и юридический
статус и роль армии в обществе; - политический
и юридический статус средств массовой
информации, наличие или отсутствие цензуры,
степень гласности в обществе. Если форма
правления отвечает на вопросы о том, кто
и как правит, осуществляет государственную
власть в государственно-организованном
обществе, как устроены, организованны
и действуют в нём государственно-властные
структуры (органы государства), то форма
национально-государственного и административно-
2. Виды политических режимов
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов
Как мы уже выяснили, политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Теория государства и права в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Наиболее же принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно: - демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая); - антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы) Мы также будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации. Рассмотрим, вкратце, характеристику каждого вида политических режимов.
2.2 Демократические политические режимы
Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) – народовластие – это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим – характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. 2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента – военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала. 3)Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. 4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Либеральная демократия является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах, которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: - Народовластие, т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN – носитель верховной власти в государстве ); - Правительство основано на согласии управляемых; - Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства. - Гарантии основных прав человека; - Свободные и честные выборы; - Равенство перед законом; - Справедливое судопроизводство; - Конституционное ограничение правительства; - Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; - Ценности сотрудничества и компромисса. Современная демократия – это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода – равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
2.3. Антидемократические политические режимы
2.3.1. Авторитарный политический режим
Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) 2)Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью. 3)Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 4)Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям. 5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику 6) Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.) Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим. Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий. Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты – выборы, плебисциты и т.п. – для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п. В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы – демократия. Таким образом, подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно: - автократизм; - неограниченность власти; - опора на силу; - монополизация власти и политики; - отказ от тотального контроля. - рекрутирование политической элиты Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны. К сильным относят: - сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, - мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, - преодолевать сопротивление политических противников. К слабым относят: - ограниченность институтов политического выражения общественных интересов; - полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей; - отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.
2.3.2. Тоталитарный политический режим
Тоталитаризм (от лат. totalis –
весь, целый, полный) – один из видов политических
режимов, характеризующийся полным (тотальным)
контролем государства над всеми сферами
жизни общества. Первые тоталитарные режимы
были сформированы после первой мировой
войны в странах, относившихся ко «второму
эшелону индустриального развития». Крайне
тоталитарными государствами были Италия
и Германия. Формирование политических
тоталитарных режимов стало возможным
на индустриальной стадии развития человечества,
когда технически стали возможными не
только всеобъемлющий контроль над личностью,
но и тотальное управление ее сознанием,
особенно в периоды социально-экономических
кризисов. Тоталитаризм – это научное
понятие, требующее соответствующего
теоретического определения. Первоначально
понятие “тотальное государство” имело
вполне позитивное значение. Оно обозначало
самоорганизующееся государство, тождественное
с нацией, государство, где ликвидируется
разрыв между политическим и общественно-политическим
факторами. Нынешняя интерпретация понятия
впервые предложена для характеристики
фашизма. Затем она была распространена
на советскую и родственные ей модели
государства. В государственном управлении
тоталитарный режим характеризуется крайним
централизмом. Практически управление
выглядит как исполнение команд сверху,
при котором инициатива фактически отнюдь
не поощряется, а строго наказывается.
Местные органы власти и управления становятся
простыми передатчиками команд. Особенности
регионов (экономические, национальные,
культурные, социально-бытовые, религиозные
и др.), как правило, не учитываются. Можно
сказать, что тоталитарный режим является
порождением ХХ в. Политическое значение
ему впервые придали руководители идеологи
фашистского движения в Италии. В 1925 году
Бенито Муссолини был первым, кто пустил
в оборот термин “тоталитаризм” для характеристики
итало-фашистского режима. Западная концепция
тоталитаризма, в том числе и направления
его критиков, складывалось на основе
анализа и обобщения режимов фашистской
Италии, нацистской Германии, франкистской
Испании и в СССР в годы сталинизма. После
первой мировой войны предметом дополнительного
изучения политических режимов стали
Китай, страны Центральной и Юго-Восточной
Европы. Это далеко не полный перечень
свидетельствует о том, что тоталитарные
режимы могут возникать на различной социально-экономической
базе и в многообразных культурно-идеологических
средах. Они могут быть следствием военных
поражений или революций, появляться в
результате внутренних противоречий или
быть навязанными извне. Хотя тоталитаризм
называют крайней формой авторитаризма,
существуют признаки, которые характерны
в особенности только тоталитаризму и
отличающих все тоталитарные государственные
режимы от авторитаризма и демократии.
Я считаю наиболее важными следующие признаки:
- всеобщая государственная идеология,
- монополия государства на средства массовой
информации, - монополия государства на
все средства вооружения, - жестко централизованный
контроль над экономикой, - одна массовая
партия, возглавляемая харизматическим
лидером, то есть исключительно одаренным
и наделенным особым даром, - особо организованная
система насилия, как специфического средства
контроля в обществе. Отдельные из приведенных
признаков того или другого тоталитарного
государственного режима сложились еще
в глубокой древности. Но большинство
их не могло окончательно сформироваться
в доиндустриальном обществе. Лишь в XX
в. они приобрели качества всеобщего характера
и в совокупности давали возможность пришедшим
к власти диктаторам в Италии 20-х годов,
в Германии и Советском Союзе 30-х годов
превращать политические режимы власти
в тоталитарные. Существенные признаки
тоталитаризма выявляются при сравнении
его с авторитарным режимом. Не может служить
достаточным критерием однопартийность,
поскольку она встречается и при авторитаризме.
Суть различий прежде всего – в отношениях
государства с обществом. Если при авторитаризме
сохраняется определенная автономность
общества по отношению к государству,
то в условиях тоталитаризма она игнорируется,
отвергается. Государство стремится к
глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни. Устраняется из социально-политической
жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются
социально-классовые барьеры. Власть претендует
представлять некий всеобщий “сверхинтерес”
населения, в котором исчезают, обезличиваются
социально-групповые, классовые, этнические,
профессиональные и региональные интересы.
Утверждается тотальное отчуждение индивида
от власти. Следовательно, тоталитаризм
принудительным образом снимает проблемы:
гражданское общество – государство,
народ – политическая власть. Государство
полностью идентифицирует себя с обществом,
лишая его своих социальных функций саморегуляции
и саморазвития. Отсюда особенности организации
тоталитарной системы государственной
власти: - глобальная централизация публичной
власти во главе с диктатором; - господство
репрессивных аппаратов; - упразднение
представительных органов власти; - монополия
правящей партии и интеграция ее и всех
других общественно-политических организаций
непосредственно в систему государственной
власти. Легитимация власти основывается
на прямом насилии, государственной идеологии
и личной приверженности граждан вождю,
политическому лидеру (харизме). Правда
и свобода личности фактически отсутствуют.
Весьма важным признаком тоталитаризма
является его социальная база и обусловленная
ею специфика властвующих элит. По мнению
многих исследователей марксистской и
иных ориентаций тоталитарные режимы
возникают на базе антагонизма средних
классов и даже широких масс по отношению
к господствующей ранее олигархии. Центром
тоталитарной системы является вождь.
Его фактическое положение сакрализируется.
Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,
справедливым, неустанно думающим о благе
народа. Какое-либо критическое отношение
к нему пресекается. Обычно на эту роль
выдвигаются харизматические личности.
В соответствии с установками тоталитарных
режимов все граждане призваны были выражать
поддержку официальной государственной
идеологии, тратить время на ее изучение.
Инакомыслие и выход научной мысли официальной
идеологии преследовались. Особую роль
при тоталитарном режиме играет его политическая
партия. Только одна партия имеет пожизненный
статус правящей, выступает либо в единственном
числе, либо “возглавляет” блок партий
или иных политических сил, существование
которых разрешено режимом. Такая партия,
как правило, создается до возникновения
самого режима и играет решающую роль
в его установлении – тем, что однажды
приходит к власти. При этом приход ее
к власти происходит не обязательно насильственными
мерами. Например, нацисты в Германии оказались
у власти вполне парламентским путем,
после назначения их лидера А. Гитлера
на пост рейхсканцлера. Придя к власти,
такая партия становится государственной
партией. Правящая партия объявляется
ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве
общества объявляются антинародными,
направленными на подрыв устоев общества,
на разжигание социальной вражды. Правящая
партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного
и государственного аппаратов. В результате
этого становится массовым явлением одновременное
занятие партийной и государственной
должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами
выполняются прямые указания лиц, занимающих
партийные посты. Специфическими чертами
тоталитарного режима является организованный
террор и тотальный контроль, применяемые
для обеспечения приверженности масс
партийной идеологии. Аппарат тайной полиции
и служб безопасности с помощью крайних
методов воздействия вынуждает общество
жить в состоянии страха. В таких государствах
конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились
возможными тайные аресты, содержание
людей под стражей без предъявления обвинения
и применения пыток. Кроме того, тоталитарный
режим поощряет и широко использует доносительство,
сдабривая его «великой идеей», например
борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые
происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима.. Такими органами
были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На
такие органы не распространялись никакие
правовые и судебные ограничения. Для
достижения целей эти органы могли делать
всё, что угодно. Действия их направлялись
властью не только против отдельных граждан,
но и против целых народов и классов. Массовое
истребление целых групп населения во
времена Гитлера и Сталина показывает
огромную власть государства и беспомощность
рядовых граждан. Кроме того, для тоталитарных
режимов важным признаком является монополия
власти на информацию, полный контроль
за СМИ. Жесткий централизованный контроль
над экономикой – важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества создает
необходимую политическому режиму материальную
базу и опору, без которой тоталитарный
контроль в остальных сферах вряд ли возможен.
Во-вторых, централизованная экономика
служит в качестве средства политического
управления. Например, люди насильно могут
быть перемещены для работы в те области
народного хозяйства, где не хватает рабочей
силы. Агрессия при тоталитарном режиме
может питаться и идеей мирового господства,
мировой революции. Военно-промышленный
комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.
Леворадикальные политические режимы
для повышения производительности труда
в экономике использовали различные программы,
побуждающие работников к интенсивному
труду. Советские пятилетки и экономические
преобразования в Китае являются примерами
мобилизации трудовых усилий народов
этих стран, и их результаты нельзя отрицать. Праворадикальные
тоталитарные режимы в Италии и Германии
решали задачи тотального контроля над
экономикой и другими сферами жизни разными
методами. В гитлеровской Германии и фашистской
Италии не прибегали к национализации
всей экономики, но вводили свои действенные
способы и формы партийно-государственного
контроля над частным и акционерным бизнесом,
равно как и над профсоюзами и над духовной
сферой производства. В зависимости от
господствующей идеологии и особенностей
политической практики тоталитарные режимы
подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.