Государственный (политический) режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: - исследовать происхождение понятия политического режима как одного из элементов формы государства; - рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки; - проанализировать виды современных политических режимов; При написании данной курсовой работы были использованы не только пособия по теории государства и права, но и работы по политологии и конституционному праву.

Содержание работы

Введение 3
1. Политический режим как элемент формы государства 4
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов 10
2.2 Демократические политические режимы 11
2.3. Антидемократические политические режимы 15
2.3.1. Авторитарный политический режим 15
2.3.2. Тоталитарный политический режим 20
2.3.3. Иные политические режимы 27
3.Политический режим современной России 28

Файлы: 1 файл

Государственный политический режим.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

2.3.3. Иные политические  режимы

Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.          Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.        Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и .т.д.         Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным уведомлением представительных органов.

 

 

 

 

 

3. Политический  режим современной России

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности)современного политического режима. Российский политолог Ю. Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».[19]     Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны А. Яковлева, проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России.[20]      Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.          Для гибридного режима присуще переплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности. Как отмечает российский политолог Лилия Шевцова, с одной стороны, мы видим персонификацию и нерасчлененность власти, которая ассоциируется с исторически сложившейся «русской системой». С другой стороны, персонифицированная власть формируется и легитимируется демократическим способом, так как все остальные способы ее легитимации оказались исторически исчерпаны. Такая власть, разрываемая изнутри несовместимыми началами, резюмирует Л. Шевцова, генетически нестабильна и в целях выживания должна постоянно перетекать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. Вместе с тем неразвитость демократических институтов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в обществе тяги к «сильной руке» и к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок.[21] Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения его исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и авторитаризм «наверху» и молчаливое; равнодушие «внизу». Консерватизм любой устоявшейся системы настолько велик, что преодолеть его крайне трудно, поэтому результат борьбы не известен. Так, отечественный политолог В. Гуторов полагает, что «трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что, декларативно порвав с коммунистической системой, она пока не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни обрести новых».[22] Аналогичной точки зрения придерживается А. Соловьев: «Россия, как никакая другая страна, демонстрирует приверженность „сквозной" логике властвования, и на смену недолгим периодам „оттепелей", „перестроек" и „демократизаций" неизменно приходит откат к иа-терналистско-авторитарной модели».      Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную, когда и политическая система, и режим ее функционирования станут демократическими. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

Недемократические тенденции политического режима современной России

Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в недавней советской политической практике.   В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксилуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.          Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Получается, что для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньшую, чем дореформенная, оплату труда.      Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.         Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства, в 2004 г. разница в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при семикратной разнице в доходах в социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о необратимости перемен.    Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии.   Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.        Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.          Усиление авторитарных, тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.     Усилению авторитарных тенденций способствуют также такие факторы, как:

- распространение терроризма;

     - перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;

- нестабильность ситуации внутри правящих элит;

- военные действия в Чечне.          Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.[23]

Демократические тенденции политического режима современной России

С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.        В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только но пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации — по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются но спискам политических партий. Политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.        Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.        Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политической ориентации многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов: от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.   Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.          Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.[24]

 

 

 

 

 

 

Заключение 

  Итак, в заключение данного исследования подведем итоги по проделанной работе.          Категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:       1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами;          2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и России, и США относятся к федерациям, но Россия как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства);     3) Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.        Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти.    Переходы от одного типа режима к другому – сравнительно новая для науки проблематика, еще в 1960-е даже 70-е годы не пользовавшаяся заметным влиянием. В настоящее же время в нашей стране завершается этап перехода к современному политическому режиму. И не будем спешить охарактеризовывать его как «демократический». Российский политический режим еще находится в динамике.

 

Список используемых источников

1 Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник – М.:ИНФРА –М, 2006. – 704                       2 Нерсесянц В.С. Философия права : учебник– М., ИнфраМ Норма 1997г.             3 Василика М.А.. Политология. Учебник для вузов. - М., 1999 г.

  4 Марченко М. Н.  Теория государства и права: Учебник – 2-е издание, переработано и дополнено – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 648   5 Оксамытный В.В.  Теория государства и права: Учебник для студентов ВУЗ.- М.:Изд-во «ИМПЭ – ПАБЛИШ», 2004. – 563 с.    6 Любашиц В. Я.  Теория государства и права: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 700, [4]с. – (Высшее образование).[9]   7 Бабаев В. К.   Теория государства и права/ под ред. В. К. Бабаева – М., 2006             8 Охотский Е. В. Государственное управление в современной Росии  : учебно-методический комплекс / Е. В Охотский, Моск-ий гос-ый институт межд-ых отнош-ий, междунар-ый институт управления – М.: МГИМО(У)  МИД России, 2008 -548 с.          9 Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие. – СПб.:Питер, 2009 – 395с.  10  Мелехин А. В.  Теория государства и права: Учебник / А. В. Мелёхин – М.:Маркет Дс, 2007. – 640 с.       11 Малько А. В.      Теория государства и права: Учебник/ под ред. проф  А. В. Малько   и проф. А. Ю. Соломатина. – СПб.: Изд-во Р. Асланова  «Юридический центр Пресс», 2007. – 420 с.       12 Гаджиев,  Камалудин Политология базовый курс: учеб. для студ вузов / Серажудинович – 2-е изд., перераб и доп-но – М.: Юрайт, 2010 – 505с. 13 Хропанюк В. Н. .      Теория государства и права: учебное пособие для вузов – М.: ИКФ Омега – Л; Интерстиль – 2003     14 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. М.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ, 2007. – 768с.  15 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2006. – 623с. (высшее образование).   16 Корельский В. М., Перевалова В. Д.  Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / - М.:  НОРМА, 2001, 238с.  17  Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 2000 г.     18 Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2001. – с.193.            19 Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. №6. С.125           20 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.8.         21 Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1. С.47.              22 Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001. №3. С.80.              23 Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001. №3. С.80.              24 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.13         25 Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы // Полис. 2004. №6. С.112.      26 Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций / Н.И. Матузов. – М.: Закон  право, 2003.– 569с.   


Информация о работе Государственный (политический) режим