Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель нашего исследования - определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, складывающиеся в Российской Федерации между субъектами-носителями суверенитета в связи с практической реализацией функций государства.
Введение:…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Суверенитет государства: эволюция представлений……………………………………………………………………...6
Глава 2. Характеристика суверенитета государства …...……………………...13
2.1 Понятие , признаки и виды суверенитета……………………...………………………………………………...13
2.2 Суверенитет государства…………………………………………………………………………16
2.3 Народный суверенитет…………………………………………………………………………18
2.4 Национальный суверенитет…………………………………………………………………………21
Заключение…..……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………………….25
Суверенитет – это необходимый признак государства, заключающийся в возможности носителя верховной власти самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений (политическое качество), имеющий реальное выражение в правовых нормах и системе органов власти (юридическая сторона).
Для более подробного рассмотрения
категории «суверенитет»
Политический суверенитет. В современной юридической, да и политической науке нет четкого определения политического суверенитета. В этой связи заслуживает внимание определение, предложенное известным советским ученым И.Д. Левиным. Он определил политический суверенитет как реальное, проявляющееся как в юридических, так и внеюридических формах, политическое господство класса, опирающегося на свою экономическую мощь14.
В качестве источника политического суверенитета можно считать то что, послужило причиной установления политической власти и образования государства на данной территории. Носителем политического суверенитета можно признать относительно обособленную часть народа, объединенную экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующими общие цели и задачи, при этом, ввиду господствующего положения, имеющими возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.
Источник политического суверенитета имеет смысл рассматривать, характеризуя догосударственный период развития общества. С момента появления государства он перестает существовать и порождает категорию «носитель политического суверенитета».
Таким образом, следует предположить, что политический суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать в праве и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений.
Юридический суверенитет. Юридический суверенитет представляет собой формальное закрепление политической власти, ее реальных оснований в юридических документах. Он выражается в системе правовых норм, которые определяют положение органов государственной власти, их отношения между собой, гражданами страны и иными субъектами.
Определение источника и носителя юридического суверенитета является непростой задачей.
Термин «источник» определяется как «то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что нибудь»15. «Носителем» же, является «тот, кто наделен чем-нибудь, может служить выразителем, представителем чего-нибудь»16.
Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, т.е. издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.
Таким образом , вопрос о суверенитете всегда занимал важное место в политике и праве. Как феномен , отражающий определенное состояние государства , народа суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической структурой общества , на разных этапах приобретая свои особенности , как в отношении содержания , так и форм проявления.
Глава 2. Характеристика суверенитета государства
2.1 Понятие, признаки и виды суверенитета
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.
Верховенство государственной
Верховенство
государственной власти России
как признак суверенитета
Верховенство государственной
власти делает ее единственной политической
властью, исключая тем самым возможность
существования наряду с суверенной
государственной властью какой-
Единство государственной
В Российской Федерации
Важным
свойством суверенной
Независимость
и верховенство
Однако вышеперечисленные
Суверенитет государства
по политической
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
«Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни». Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».20
Таким образом, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
2.2 Суверенитет государства
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной жизни - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.
Государственный суверенитет - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.
Суверенитет - собирательный признак
государства. Он концентрирует в
себе все наиболее существенные черты
государственной организации
Актуализация проблемы государственного суверенитета связана с тем, что в условиях современного мирового развития государства, будучи длительное время едва ли не единственными субъектами международного права, оказались окружении различных образований, которые активно стали набирать качество суверенной самостоятельности и занимать в перечне субъектов международного права ниши второго и третьего плана. Государство вынуждено определяться с характером своего суверенитета не только перед лицом складывания так называемого глобального гражданского общества, но и перед лицом суверенизации транснациональных корпораций, привносящих элементы транснациональности, а также перед лицом межгосударственных союзов, привносящих элементы наднациональности.21
Идею суверенной государственности, восходящую к неповторимой национально – культурной идентичности, и идею суверенного государства, обладающего всеми признаками государственного суверенитета, было бы неосмотрительно вычёркивать из контекста глобализационных взаимодействий. В частности как показывают специальные исследования, суверенные государства достаточно удачно справляются с контролем за совместными предприятиями как одной из форм международного экономического сотрудничества. В условиях глобализации каждое государство как политически организованная нация сталкивается в той или иной мере, в какой оно это осознаёт, с проблемой: как распорядиться своим государственным суверенитетом, какую долю его следует передать национальным органам и межгосударственным союзам, какие новые формы суверенитета выбрать.
Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.
Государство имеет суверенные права:
- право войны и мира;
- право издавать законы;
- право формировать
- право устанавливать налоги;
- право назначать своих
Информация о работе Государственный суверенитет. Проблемы теории