Государственный суверенитет. Проблемы теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования - определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, складывающиеся в Российской Федерации между субъектами-носителями суверенитета в связи с практической реализацией функций государства.

Содержание работы

Введение:…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Суверенитет государства: эволюция представлений……………………………………………………………………...6
Глава 2. Характеристика суверенитета государства …...……………………...13
2.1 Понятие , признаки и виды суверенитета……………………...………………………………………………...13
2.2 Суверенитет государства…………………………………………………………………………16
2.3 Народный суверенитет…………………………………………………………………………18
2.4 Национальный суверенитет…………………………………………………………………………21
Заключение…..……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсач - копия.docx

— 54.28 Кб (Скачать файл)

- право вступать в межгосударственные  союзы и др.

2.3 Народный суверенитет

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

 Государственный суверенитет  в международной системе и  международном праве – это не суверенитет властвующей элиты, а суверенитет народа, который, как известно, в последнее время стал осуществлять международное общение не только посредством государственных органов, но и непосредственно. Суверенитет  втраивается в такие категории, как «абсолютный – относительный», «неограниченный – ограниченный (ограничиваемый)», «неделимаый – делимый». Ясно, что первые звенья в указанных оппозициях являются взаимными конкретизациями. То же самое верно и для вторых звеньев. В доктрине продолжают идти дискуссии о том, может ли суверенитет быть абсолютным или относительным, может ли он подвергаться делению, т.е. дробиться, или нет.22

 Важнейшей основой конституционного  строя России признается принцип  суверенитета народа (Конституция  РФ ст. 3). Его смысл состоит  в том, что народ (постоянно  проживающее население страны, имеющее  избирательные права) выступает  важнейшим субъектом государственного  права и государственной власти. Воля народа должна быть главным  источником государственной власти  и его решений. 

Само понятие «суверенитет»  дословно «верховная власть» означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В  науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», философы, политологи и  социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании  характерных особенностей каждого  из видов суверенитета центральное  место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и  форму закона (референдум), формирует  конституцию страны и важнейшие  органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что  «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия «суверенитет народа» и «национальный суверенитет», как и «суверенитет нации» приобретают сходное значение. В Конституции России «многонациональный народ» употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому по этому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет  непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может  быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными  органами по Конституции РФ являются:

- Президент Российской Федерации;

- Парламент РФ - Федеральное Собрание  РФ;

- законодательные органы субъектов  РФ;

- руководители исполнительной  власти субъектов РФ;

- народные заседатели и присяжные  заседатели в судах;

- представительные органы местного  самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное  принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - это полновластие народа, то есть обладание  народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне  и последовательно обеспечивающими  реальное участие всех граждан в  управлении делами общества и государства.

 Народный суверенитет - это  право народа решать важнейшие  вопросы установления принципов  власти и государства. Во всех  кризисных ситуациях власть должна  обращаться к народу.

Народный суверенитет имеет  различные формы проявления: через  представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются  на различных уровнях. Применительно  к РФ — на федеральном (многонациональный  народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном — через местные  сообщества граждан23

2.4 Национальный суверенитет

Национальный суверенитет - это  полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность  политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

Полновластие нации проявляется  в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся  к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с  другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной  организации, она вправе войти в  состав того или иного государства  и объединиться с другими нациями  в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства  и образовать свое самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей  предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных  условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться  интересы, выразителем которых выступает  ведущий класс данной нации, а  также интересы общенациональные в  полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных  государствах, образованных путем добровольного  объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной  лишь нации.

В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили  свое право на самоопределение - путем  объединения в союзные государства  и путем федерации на базе автономии  или конфедерации, государственный  суверенитет, осуществляемый данным многонациональным  государством, должен гарантировать  суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается  путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть  своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций  обеспечивается путем охраны автономии  национальных государств. Но в обоих  случаях многонациональное государство  в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие  интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в  том, чтобы многонациональное государство  в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более  демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной  власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как  демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное  и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и  государства.

Ю.Н. Малеев отмечает, «суверенитет нации имеет естественно –  правовое происхождение и как  таковой неделим и неотчуждаем, в отличие от делимости и отчуждаемости  суверенитета политического и юридического (государственного)»24

Как мы видим, вопросы распространения  суверенитета влияют на все мировое  сообщество. Из-за данной проблемы возникают  войны (Фолклендская война), разрыв дипломатических  отношений (Сербия после признания  Косова, Россия с Грузией после  августа 2008 года), не говоря о том, как  ломаются жизни людей, вовлеченных  в данную проблему. Конечно, такое  положение недопустимо в современном  мире и в международном праве. Исследовав данную проблему можно сделать  следующие выводы.

На сегодняшний момент нет официального, юридического, закрепленного в международно-правовых актах определения понятия - суверенитет. В связи, с чем возникают проблемы с подменой понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство как официальный  представитель народа в состоянии  выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства  понимается верховенство и независимость  государственной власти внутри своей  страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет  является качественным признаком самого государства.

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции  РФ Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент  может и обязан действовать в  установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных  норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

Демократически развивающееся  общество нуждается в том, чтобы  его разносторонние объективные  потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

 

 

Список литературы

Нормативно  – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] 12.12.1993: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001.

Научная и учебная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  2. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004.
  3. Дегтярева М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Полис. – 2000.
  4. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908 //www.twirpx.com/file/929169/
  5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. //www.twirpx.com/file/42517/
  6. Левин И.Д. Суверенитет / Предисловие докт. юрид. наук, проф. С.А. Авакьян. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  7. Малеев Ю.Н. Суверенитет и международное право // международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. – М., 1991.
  8.   Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.Н. Марченко – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.
  9. Ориу М. Основы публичного права. – М., 1929. http://www.lawlibrary.ru/izdanie2043806.html
  10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.
  11. Сырых В.М. Теория государства и права Учебник для вузов. 5-е изд., стер. (ГРИФ). – М.: Юстицинформ. 2006.
  12. Троицкая А.А. Государственный суверенитет: ограничение или трансформация содержания // Конституционное и муниципальное право. – 2006.
  13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997
  14. Цит. по: Хабиров Р.Ф. Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета // История государства и права. – 2007.
  15. Черняк, Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дис. … канд. юр. наук. – Челябинск, 2007.
  16. Черняк Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дис. … канд. юрид. – Челябинск, 2007.
  17. Яндекс.Словари › Конституционное право РФ, 2002

1 Черняк, Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дис. … канд. юр. наук. – Челябинск, 2007. – С. 18.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Информация о работе Государственный суверенитет. Проблемы теории