Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель нашего исследования - определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, складывающиеся в Российской Федерации между субъектами-носителями суверенитета в связи с практической реализацией функций государства.
Введение:…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Суверенитет государства: эволюция представлений……………………………………………………………………...6
Глава 2. Характеристика суверенитета государства …...……………………...13
2.1 Понятие , признаки и виды суверенитета……………………...………………………………………………...13
2.2 Суверенитет государства…………………………………………………………………………16
2.3 Народный суверенитет…………………………………………………………………………18
2.4 Национальный суверенитет…………………………………………………………………………21
Заключение…..……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………………….25
- право вступать в
2.3 Народный суверенитет
Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.
Государственный суверенитет в международной системе и международном праве – это не суверенитет властвующей элиты, а суверенитет народа, который, как известно, в последнее время стал осуществлять международное общение не только посредством государственных органов, но и непосредственно. Суверенитет втраивается в такие категории, как «абсолютный – относительный», «неограниченный – ограниченный (ограничиваемый)», «неделимаый – делимый». Ясно, что первые звенья в указанных оппозициях являются взаимными конкретизациями. То же самое верно и для вторых звеньев. В доктрине продолжают идти дискуссии о том, может ли суверенитет быть абсолютным или относительным, может ли он подвергаться делению, т.е. дробиться, или нет.22
Важнейшей основой
Само понятие «суверенитет» дословно «верховная власть» означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия «суверенитет народа» и «национальный суверенитет», как и «суверенитет нации» приобретают сходное значение. В Конституции России «многонациональный народ» употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому по этому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.
Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:
- Президент Российской
- Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
- законодательные органы
- руководители исполнительной власти субъектов РФ;
- народные заседатели и
- представительные органы
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа
- это полновластие народа, то есть обладание
народом социально-
Народный суверенитет - это
право народа решать важнейшие
вопросы установления
Народный суверенитет имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ — на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном — через местные сообщества граждан23
2.4 Национальный суверенитет
Национальный суверенитет - это
полновластие нации, её политическая свобода,
обладание реальной возможностью определять
характер своей национальной жизни,
включая, прежде всего способность
политически самоопределяться вплоть
до отделения образования
Полновластие нации
Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.
Национальный суверенитет
В зависимости от того, каким способом
объединившиеся нации осуществили
свое право на самоопределение - путем
объединения в союзные
Следовательно, государство, тем более
демократическое, признающее естественные
права человека, стоит на страже
свободы любого индивида независимо
от его национальности, поэтому национальный,
этнический, расовый признак не должен
становиться критерием
Ю.Н. Малеев отмечает, «суверенитет нации имеет естественно – правовое происхождение и как таковой неделим и неотчуждаем, в отличие от делимости и отчуждаемости суверенитета политического и юридического (государственного)»24
Как мы видим, вопросы распространения
суверенитета влияют на все мировое
сообщество. Из-за данной проблемы возникают
войны (Фолклендская война), разрыв дипломатических
отношений (Сербия после признания
Косова, Россия с Грузией после
августа 2008 года), не говоря о том, как
ломаются жизни людей, вовлеченных
в данную проблему. Конечно, такое
положение недопустимо в
На сегодняшний момент нет официального,
юридического, закрепленного в международно-
Заключение
Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции
РФ Президент принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
Список литературы
Нормативно – правовые акты
Научная и учебная литература
1
Черняк, Л.Ю. Общетеоретические проблемы
государственного суверенитета: дис. …
канд. юр. наук. – Челябинск, 2007. – С. 18.
Информация о работе Государственный суверенитет. Проблемы теории