Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы …………………

Файлы: 1 файл

курсовик главная новый.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение…………………………………………………………………….      3

Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных    отношений…………………………………………………………………..      7 

    1.   Режим государственной церкви в современных государствах….     9
    2.   Режим светского государства……………………………………...    15

Глава 2. Россия и церковь………………………………………………….    19

    1.   Становление и развитие государственно-церковных отношений           в России……………………………………………………………..     19
    2.   Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России………………………………………………..     25

Заключение………………………………………………………………….     33

Список литературы ………………………………………………………...     38

Приложения…………………………………………………………………     41

 

Введение

В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Построение  и эффективное функционирование государства находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.

Формирование  политики, адекватной потребностям государства, является необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни.

В суждениях  крупнейших ученых  постоянно встречаются  выводы, подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.

В настоящее  время целый комплекс объективных  условий и субъективных факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных отношений государства и религии.

Христианское  учение способно указать величайшую социальную истину – внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество является важным условием для стабильности государства.

В настоящий период произошла  переоценка принципов взаимоотношений  государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.

Взаимоотношения государства  и религии на разных этапах общественного развития определялись разными обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему взаимоотношений государства и религии. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались многие духовные и светские мыслители.

Среди русских религиозных  мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно. В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально наследие И.А.Ильина, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Л.Франка, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского и других. К их работам обращаются современные политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в «русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи – государства.

Современный этап дает новые  возможности рассмотреть целый  комплекс вопросов в отношении государства и религии, государства и церкви, усиление религии и причины вызывающие это явление.

Анализ опубликованных исследований и документальных материалов по данной теме показывает, что исследование данной проблемы лишь частично рассматривалось в политологической науке, и это еще раз доказывает необходимость более глубокого анализа государственной политики в области религии на современном этапе.

Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.

Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:

  • Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
  • Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
  • Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.

Объект исследования: взаимоотношения государства и церкви.

Предмет исследования: взаимосвязь политических и религиозных отношений в условиях трансформации общества в России.

Методологическая  основа данного исследования обусловлена темой курсовой работы, которая затрагивает аспекты политологии, философии, социологии, права, истории, религиоведения и теологии.

Основу методологии  работы составили диалектические законы, которые обеспечивают единство анализа проблемы, и категории познания политических, исторических и социальных процессов и явлений, рассматриваемые на основе следующих методов: структурно–функционального, исторического (необходимого для реконструкции взаимоотношений государства и церкви). При анализе документального материала использовался метод критического анализа.

В основу исследования легли официальные документы органов государственной власти, материалы Русской православной церкви; данные социологических опросов, проводимых различными исследовательскими центрами; публикации периодической печати, информация из сети Интернет и т.д.

Данная курсовая работа представляет собой результат самостоятельной работы над проблемой, в ходе которой проанализирована философская, политическая, юридическая, социологическая, историческая литература, важнейшие государственно–правовые документы, законодательство Российской Федерации, социальная концепция Русской Православной Церкви.

В результате проведенного исследования сделаны самостоятельные  выводы теоретического характера.

Структура курсовой работы определена ее темой и построена по проблемно–хронологическому принципу. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два пункта, заключения, списка использованной литературы, приложения. Полный объем работы – 40 страниц. Список использованной литературы включает в себя 42 наименования.

 

 

Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений

История многих государств включает в себя взаимоотношения  светской и церковной властей, государства  и религиозных организаций. В  последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей  на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».1

Исследователи выделяют три основные модели государственно-церковных  отношений:

1. Модель «Государственная Церковь».

Эта модель предполагает весьма тесное сотрудничество Церкви и государства в широком спектре  общественных отношений. Основы веры обязательно  изучаются в начальных и средних  государственных школах. Религиозные  праздники зачастую имеют государственный статус. Государственная Церковь имеет привилегии и преференции. Глава государства часто является и главой Церкви. В настоящее время статус государственной Церкви имеет евангелически-лютеранская церковь в странах Северной Европы, англиканская церковь в Великобритании, исламские государства и по существу Израиль. Хотя официально он считается светским государством, но миссионерская деятельность неиудейских религиозных организаций там запрещена, а позиции иудаизма очень высокие.

В дореволюционной  России статус государственной Церкви имела Русская Православная Церковь. А в настоящее время среди Поместных Православных Церквей статус государственной религии существует в Греции, Финляндии, на Кипре. Правда, в Финляндии православные являются религиозным меньшинством, живущим в окружении инославных христиан.

2. Сепарационная  модель взаимодействия Церкви  и государства. 

- государство  не вмешивается во внутрицерковную  деятельность, а Церковь – в  дела государства, она только  удовлетворяет религиозные потребности людей;

- государство  не контролирует и не ведёт  учёт своих граждан по религиозному  признаку, Церковь не выполняет  никаких государственных функций; 

- государство  не оказывает Церкви материальной  поддержки. 

«По существу это  модель поведения светского государства. Самым радикальным её образцом является пример взаимоотношений Церкви и государства во Франции. Творцы французского варианта — представители радикальной буржуазии — исповедовали атеизм и либерализм, отрицая само существование Бога и незыблемых моральных ценностей», — пишет      В.Сальников. Эта модель опирается на принцип «религия — частное дело каждого человека». Вместе с тем во Франции по средам учащиеся имеют свободный день для посещения церковной школы.

В свою очередь, американская модель, также отделяя церковь от государства, признаёт её основным фактором общественной жизни страны. Неверующий человек в США не имеет политического будущего. Например, атеист никогда не станет президентом. Ведь во время инаугурации тот приносит присягу на Библии. Религиозные формулы присяги также действуют в суде и армии. Заседания в палате представителей и сенате открывает капеллан — протестантский армейский священник.

Немецкая модель взаимодействия Церкви и государства, будучи формально сепарационной, всё-таки ближе к следующему виду — кооперационной. Хотя Германия провозглашается светским государством, её Конституция начинается словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом...». Особенностью германской модели отношений является выделение исторически доминирующих церквей, имеющих право на особые отношения с государством и его поддержку. При этом выделяются и деструктивные культы, за которыми установлен контроль со стороны спецслужб.

3. Кооперационная  модель взаимодействия между  государством и Церковью.

В рамках данной модели Церковь и государство заключают особые договоры о сотрудничестве и взаимоуважении — конкордаты. Они характерны для католических стран.

Какая модель действует  в России?

К сожалению, сформированной модели государственно-церковных отношений у нас не существует.

 

    1. Режим государственной церкви в современных государствах

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:

1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

Информация о работе Государство и церковь