Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа
В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы …………………
Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей — семейных, территориальных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных.
Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений.
В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-церковных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно Русская Православная Церковь (далее – РПЦ), приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях – от благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических конфликтов.
Необходимо отметить положительное значение социального служения религиозных объединений. Их социальная работа – одно из важных направлений восстановления находящейся в глубоком упадке социальной сферы. Религиозные объединения вносят свой вклад в восстановление и приумножение культурного наследия России, связанного с религиозной традицией. Возрождение национальных обычаев народов России также во многом связано с осмыслением и возрождением их религиозных традиций.
Отмечая позитивный
вклад религиозных объединений
в развитие российского государства
и общества, мы не можем игнорировать
негативные аспекты религиозного возрождения
в России. Сложившиеся к настоящему времени
государственно-
Одним из основных
принципов регулирования госуда
В настоящее время на федеральном уровне устоялся перечень «традиционных конфессий». Этот перечень включает РПЦ – наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские объединения и Традиционную буддийскую сангху России. С теми или иными отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. РПЦ и другим религиозным организациям в России предоставлены привилегия, которые исследователи относят к признакам государственной церкви. Например, Л.А. Морозова относит к последним финансирование церкви из государственного бюджета, предоставление ей широких полномочий в области воспитания и образования, в том числе обучения религии в школах.12 И подобные преференции РПЦ и отчасти иным российским религиозным объединениям предоставлены.
Особый статус РПЦ выражается и в том, что органы государства и местного самоуправления оказывают ей финансовую поддержку. Основные формы такой поддержки в центральной России таковы:
– прямые дотации храмам;
– финансирование
администрациями субъектов
– содействие государственных органов деятельности фондов по сбору средств на воссоздание храмов, в том числе прямое участие региональных властей в таких фондах в качестве соучредителей.13
Особый статус
наиболее влиятельных религиозных
объединений находит свое отражение
в действующих нормативно-
Значительные привилегии имеют РПЦ и иные крупнейшие религиозные объединения России во взаимоотношениях с силовыми структурами. Нередко военкоматы сотрудничают с православными священниками, а в некоторых регионах и с мусульманскими священнослужителями и вводят их в состав призывных комиссий. В последнее время в ритуал принесения присяги вносится религиозная составляющая. Такая практика приводит к разделению военнослужащих по религиозному признаку. Это также нарушает конституционный принцип равенства всех религиозных объединений, так как для одних конфессий двери военкоматов и воинских частей открыты, а для других нет.
Поездки представителей РПЦ в армию сопровождаются освящением боевых кораблей, боевой техники и знамен. Так как после освящения знамена, военная техника становятся православными святынями, это нередко негативно воспринимают представители других конфессий (мусульмане, старообрядцы), что может вызвать напряженность на религиозной почве в воинских частях.14
Симптомом клерикализации является и открытие при светских государственных структурах храмов, создание «православных» воинских частей и классов. Создание «православных» детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что «нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские… Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща».15
Иногда предлагается
юридически легализовать такой статус
избранных религиозных
Введение в
правовое поле понятия традиционных
религиозных объединений
Нередко в качестве
перспективного пути развития правовой
основы социального партнерства государства
и религиозных объединений в России рассматривается
развитие системы соглашений государственных
органов и религиозных объединений. Однако
в настоящее время в России в значительной
мере именно соглашения определяют развитие
государственно-
В современной
России широко распространилась практика
заключения договоров и соглашений
религиозных организаций с
На федеральном
уровне РПЦ заключила договоры с
Минобразования России, Минобороны России,
МВД России, ФПС России и другими
министерствами и ведомствами. После
реорганизации федеральных
На региональном уровне, как правило, епархия РПЦ заключает соглашение о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации, в развитие которого заключаются соглашения с региональными отраслевыми управлениями. Во многих субъектах Российской Федерации заключены договоры РПЦ с органами управления образованием. Однако статус подобных соглашений с точки зрения законодательства проблематичен.
Таким образом, органы власти сотрудничают с религиозными объединениями без должного правового основания. В частности, отсутствие четкого правового регулирования реализации права на свободу совести военнослужащих, при том, что особенностью воинской службы является разрешительный порядок реализации прав военнослужащих, в том числе права на свободу совести17, не позволяет гарантировать данное право военнослужащих в полной мере. В то же время такая ситуация позволяет наиболее влиятельному религиозному объединению – РПЦ – сотрудничать с Вооруженными Силами Российской Федерации на основе договоренностей и ограничивать доступ в армию другим конфессиям.
И подобная ситуация
может обернуться против религиозных
объединений. Пока сотрудничество государства
и церкви остается вне правовых рамок и основывается на политическом
консенсусе власти и иерархов, любая перемена
политического курса способна существенно
повлиять на государственно-
Отсутствие правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношения органов власти и религиозных объединений, не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств.
Так, в некоторых субъектах Российской Федерации взаимоотношения региональных властей и религиозных объединений основаны на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав сторонников всех вероучений.
Напротив, в ряде субъектов Российской Федерации сложилась система особых отношений РПЦ и региональной власти. Часто местными и региональными органами власти распространяются списки религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и, тем более, сотрудничать, либо справочно-методические рекомендации с подобными пожеланиями.
Несмотря на
перечисленные недостатки современных
государственно-
Особенно часто
о необходимости тесного
Перспективы развития
социального партнерства
Заключение
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.
В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.
Однако, на мой
взгляд, государство имеет
Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.
Таким образом,
в России, где с середины 1990-х
годов складывается кооперационная модель
государственно-
Итак, особенности
взаимоотношений органов
1. В настоящее
время сотрудничество