Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы …………………

Файлы: 1 файл

курсовик главная новый.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Это создало  широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и  установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей — семейных, территориальных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных.

Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений.

В настоящее  время в России одним из основных направлений развития государственно-церковных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно Русская Православная Церковь (далее – РПЦ), приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях – от благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических конфликтов.

Необходимо  отметить положительное значение социального  служения религиозных объединений. Их социальная работа – одно из важных направлений восстановления находящейся в глубоком упадке социальной сферы. Религиозные объединения вносят свой вклад в восстановление и приумножение культурного наследия России, связанного с религиозной традицией. Возрождение национальных обычаев народов России также во многом связано с осмыслением и возрождением их религиозных традиций.

Отмечая позитивный вклад религиозных объединений  в развитие российского государства  и общества, мы не можем игнорировать негативные аспекты религиозного возрождения  в России. Сложившиеся к настоящему времени государственно-конфессиональные отношения привели к клерикализации11 государства и общества, размыванию принципа светского государства, нарушениям права граждан на свободу совести.

Одним из основных принципов регулирования государственно-конфессиональных отношений в России является разделение религиозных объединений на «традиционные» и «иные», хотя юридически такая классификация в российском законодательстве не установлена.

В настоящее  время на федеральном уровне устоялся перечень «традиционных конфессий». Этот перечень включает РПЦ – наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские объединения и Традиционную буддийскую сангху России. С теми или иными отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. РПЦ и другим религиозным организациям в России предоставлены привилегия, которые исследователи относят к признакам государственной церкви. Например, Л.А. Морозова относит к последним финансирование церкви из государственного бюджета, предоставление ей широких полномочий в области воспитания и образования, в том числе обучения религии в школах.12 И подобные преференции РПЦ и отчасти иным российским религиозным объединениям предоставлены.

Особый статус РПЦ выражается и в том, что  органы государства и местного самоуправления оказывают ей финансовую поддержку. Основные формы такой поддержки в центральной России таковы:

– прямые дотации  храмам;

– финансирование администрациями субъектов Российской Федерации православных изданий  и учебных заведений, в том числе совместное учредительство региональными государственными органами и соответствующими епархиями официальных областных газет;

– содействие государственных  органов деятельности фондов по сбору  средств на воссоздание храмов, в  том числе прямое участие региональных властей в таких фондах в качестве соучредителей.13

Особый статус наиболее влиятельных религиозных  объединений находит свое отражение  в действующих нормативно-правовых актах. В последнее время он в  ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).

Значительные  привилегии имеют РПЦ и иные крупнейшие религиозные объединения России во взаимоотношениях с силовыми структурами. Нередко военкоматы сотрудничают с  православными священниками, а в  некоторых регионах и с мусульманскими священнослужителями и вводят их в состав призывных комиссий. В последнее время в ритуал принесения присяги вносится религиозная составляющая. Такая практика приводит к разделению военнослужащих по религиозному признаку. Это также нарушает конституционный принцип равенства всех религиозных объединений, так как для одних конфессий двери военкоматов и воинских частей открыты, а для других нет.

Поездки представителей РПЦ в армию сопровождаются освящением боевых кораблей, боевой техники и  знамен. Так как после освящения знамена, военная техника становятся православными святынями, это нередко негативно воспринимают представители других конфессий (мусульмане, старообрядцы), что может вызвать напряженность на религиозной почве в воинских частях.14

Симптомом клерикализации является и открытие при светских государственных структурах храмов, создание «православных» воинских частей и классов. Создание «православных» детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что «нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские… Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща».15

Иногда предлагается юридически легализовать такой статус избранных религиозных организаций, закрепив в законодательстве понятие  «традиционные религиозные организации».

Введение в  правовое поле понятия традиционных религиозных объединений нацелено на получение дополнительных прав ведущих религиозных объединений. Оно нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений (статья 14 Конституции России) и непосредственно связанные с ним положения Конституции России о праве каждого на свободу совести (статья 28) и равенстве прав и свобод человека независимо от отношения к религии (статья 19), поскольку поставят в неравное положение приверженцев различных религиозных учений.16

Нередко в качестве перспективного пути развития правовой основы социального партнерства государства и религиозных объединений в России рассматривается развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений. Однако в настоящее время в России в значительной мере именно соглашения определяют развитие государственно-конфессиональных отношений, и недостатки такой системы уже выявились на практике.

В современной  России широко распространилась практика заключения договоров и соглашений религиозных организаций с государственными органами как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На федеральном  уровне РПЦ заключила договоры с  Минобразования России, Минобороны России, МВД России, ФПС России и другими  министерствами и ведомствами. После  реорганизации федеральных органов  исполнительной власти, думается, система соглашений о сотрудничестве РПЦ с органами власти постепенно будет восстановлена.

На региональном уровне, как правило, епархия РПЦ  заключает соглашение о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации, в развитие которого заключаются соглашения с региональными отраслевыми управлениями. Во многих субъектах Российской Федерации заключены договоры РПЦ с органами управления образованием. Однако статус подобных соглашений с точки зрения законодательства проблематичен.

Таким образом, органы власти сотрудничают с религиозными объединениями без должного правового основания. В частности, отсутствие четкого правового регулирования реализации права на свободу совести военнослужащих, при том, что особенностью воинской службы является разрешительный порядок реализации прав военнослужащих, в том числе права на свободу совести17, не позволяет гарантировать данное право военнослужащих в полной мере. В то же время такая ситуация позволяет наиболее влиятельному религиозному объединению – РПЦ – сотрудничать с Вооруженными Силами Российской Федерации на основе договоренностей и ограничивать доступ в армию другим конфессиям.

И подобная ситуация может обернуться против религиозных  объединений. Пока сотрудничество государства  и церкви остается вне правовых рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций, последние не будут иметь возможности защитить свои права.

Отсутствие  правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношения органов  власти и религиозных объединений, не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств.

Так, в некоторых  субъектах Российской Федерации  взаимоотношения региональных властей и религиозных объединений основаны на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав сторонников всех вероучений.

Напротив, в  ряде субъектов Российской Федерации  сложилась система особых отношений  РПЦ и региональной власти. Часто  местными и региональными органами власти распространяются списки религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и, тем более, сотрудничать, либо справочно-методические рекомендации с подобными пожеланиями.

Несмотря на перечисленные недостатки современных государственно-конфессиональных отношений в России, в ближайшее время РПЦ и иные крупные религиозные объединения России выиграют от отсутствия четких правил регулирования государственно-конфессиональных отношений и рассчитывают добиться дополнительных прав и привилегий.

Особенно часто  о необходимости тесного сотрудничества с государством говорят представители  РПЦ.

Перспективы развития социального партнерства государства  и религиозных объединений –  одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.

 

Заключение

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали  крайне разнообразные формы. Среди  этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.  

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой  взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение  церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.

Следует отметить укрепление положения церкви в России.  О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.),  да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

Таким образом, в России, где с середины 1990-х  годов складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, представители ведущих религиозных объединений поддерживают ее дальнейшее развитие. Эта позиция отражается и в стремлении названных объединений и далее укреплять личные контакты с представителями власти и развивать систему соглашений с органами власти.

Итак, особенности  взаимоотношений органов государства  и религиозных объединений характеризуются  следующим:

1. В настоящее  время сотрудничество государства  и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-конфессиональных отношений.

Информация о работе Государство и церковь