Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 15:05, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Государство продукт общественного развития. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Изменяется также взгляд на причины возникновения государства. Тема не перестает быть актуальной, длительное время будет оставаться в науке дискуссионной.
Введение …………………………………………………………………….. 2
Глава I Общая характеристика государства ...…………………………… 3
1.1. Понятие государства …….…………………….……………………….. 3
1.2. Основные признаки государства…………………...………………….. 5
1.3. Функции государства ………………………………………………….. 6
Глава II. Понятие и сущность государственного управления…...……….. 10
2.1. Государственное управление …………..……………………………… 10
2.2. Принципы государственного управления …………..………………... 12
Глава III Система государственного управления в Российской Федерации: особенности, модели …………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………. 23
В культурной сфере государство оказывает поддержку развитию искусства и культуры, заботится о культурном и нравственном возрождении общества.
В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности - одна из первейших задач государства в настоящее время.
К внешним функциям государства относятся:
сотрудничество с другими государствами в социально - экономической, политической, военной и культурной сферах;
оборона страны и обеспечение государственной безопасности;
поддержание мира и мирового правопорядка;
предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения;
борьба с международным терроризмом;
оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
сотрудничество в решении глобальных проблем современности.
Глава II. Понятие и сущность государственного управления
2.1. Государственное управление
Многозначным является термин «управление». В самом общем виде государственное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и не государственного), государственными органами, организациями, должностными лицами в целях, определённых государством; направление деятельности объекта путём применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и неправовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий. Основой государственного управления является обладание государственной властью.
Свойства и признаки государственного управления как системы: цель, стабильность, расходы, эффективность управления. Стабильность системы управления – важное у но не доминирующее качество. Главное – это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества , государства, потребностям людей.
Важнейшей материальной базой государственного управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники). От этого зависит эффективность управления. [7]
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Сущность государственного управления определяется несколькими факторами 1 . Во-первых, властными полномочиями, статусом, ролью и функциями государства. Статус государства определяется:1) способом организации общества как суверенного, исторически сложившегося, основанного на определенной, преобладающей форме отношений собственности; 2) реализацией себя как основного института политической власти и форм ее организации; 3) созданием политической целостности власти, национальной или многонациональной общности на определенной территории. Главной категорией, раскрывающей сущность государственного управления, является «власть». Ее сущность и характер деятельности определяют содержание политики. Политика выступает и реализуется как искусство управления.
Во-вторых, сущность государственного управления определяется предназначением государства — управлять общественными явлениями, отношениями, процессами, сознанием и поведением людей в условиях объективной трансформации общества.
В-третьих, управление в жизни отдельных людей, государства и общества проявляется тогда, когда во взаимодействии, коммуникации, деловом общении людей, их отношениях присутствует сознательное начало, потребности, интересы, цели, знания, воля и социальная энергия человека и социума. Важнейшая сущностная особенность государственного управления — регулирование межличностных, межгрупповых, межэтнических отношений в обществе, процессов формирования общественного сознания на всех его уровнях: массовом, специализированном (управленческом) и теоретическом, научном. Разрыв во взаимодействии между ними влияет на степень политической стабильности в обществе, сохранения целостности России.
В-четвертых, управление есть всегда взаимодействие между субъектом управления и управляемыми объектами, субъектом власти и видом деятельности, результатом которой являются материальные, социальные, культурные, духовные ценности. Вместе с тем управляемые объекты — это мыслящие и действующие люди.
В-пятых, задача государства — готовить людей к собственной самоактивности, целенаправленному содержанию экономической, социальной, политической активности на основе их потребностей, интересов, целей, идеалов, определенному самоуправлению, умелому восприятию и освоению изменяющихся условий, объединению в институты гражданского общества, общественные организации. [11]
Органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней.
2.2. Принципы государственного управления
Понятие принципов. Государственное управление базируется на основных положениях - принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.
Содержание принципов объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должно строиться и осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению. [6]
Вместе с тем некоторые принципы-идеи, оказывающие регулирующее воздействие на управление, не находят своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для управления. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это - социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполни - тельную деятельность субъектов управления.
Цели и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели - это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс управления. В принципах находят свое выражение требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений и способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений с субъектами и объектами управления.
Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако это не означает, что они носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.
3. Система государственного управления в Российской Федерации: особенности, модели
Система государственной власти РФ включает в себя, согласно ст.10 Конституции, федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ
Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является Президент РФ. По Конституции 1993 г. он получил чрезвычайно широкие полномочия по сравнению с Конституцией РФ образца 1978 - 1992 гг. В качестве главы государства (ст.80) он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Президент Российской Федерации согласно ст.83 и 84 Конституции РФ сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти. Президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны. Он получил также право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею предложенной им кандидатуры премьер-министра.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование; издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Законодательная власть
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является по Конституции 1993 г. Федеральное Собрание - Парламент РФ, - которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации - руководители законодательной и исполнительной власти.
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- государственное управление российское общество
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Информация о работе Государство и государственное управление, основные подходы к понятиям