Государство и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
• дать понятие обществу, личности и государству;
• рассмотреть правовой статус личности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА. ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие общества, личности и государства 4
1.2 Государство и правовой статус личности 6
1.3 Правовой статус и фактическое положение человека 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
2.1 Понятие системы прав и свобод личности 16
2.2 Виды прав и свобод 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 29
СОКРАЩЕНИЯ 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Так же как  права и свободы, юридические  обязанности подразделяются на конституционные  и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие «юридические обязанности» тесно связано  с понятием юридической ответственности  личности. Юридическая ответственность  личности, прежде всего, состоит в  обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Правовой  статус, имеющий общий характер и  распространяющийся на всех граждан  страны, обычно получает нормативную  конкретизацию применительно к  отдельным категориям и группам  граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных  категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие.

 

  1. Правовой статус и фактическое положение человека

 

Правовой  статус, будучи составной частью системы  права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в  юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой  общественной потребности. Государство  может лишь воздействовать и неизбежно  воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может  привести, и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство  способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными факторами общественной жизни. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

Определяя правовое положение человека, государство  необходимо считается с тем, что  правотворчеству и закону, как  его результату, предшествуют возникающие  в самой жизни тенденции и  потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, так или иначе учитывать потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

Сам же эффект правового воздействия может  выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для  конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной  возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение  возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития – от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой  статус по отношению к фактическим  возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической  копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является первопричиной возникновения  и существования правового статуса. Однако любое взаимодействие характеризуется  взаимными изменениями взаимодействующих  сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает собственное  воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени  корректируя их.

С точки  зрения потребностей и интересов  индивида в практически-функциональном плане правовой статус следует понимать как систему гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающей в качестве суммы  юридических возможностей, условий  для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно. Выполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих притязаний.

Поэтому содержание собственно правового статуса, изменение и развитие его формулировок – это относительно самостоятельная и в большинстве случаев очень важная проблема. Ведь качество, характер и специфика этих положений – особенно с учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными системами приоритетного и исключительного значения основным правам и свободам индивида, составляющим практически всегда сердцевину его юридического статуса – способны во многом предопределять характер фактического положения человека в обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов. При этом следует иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное и фактическое несоответствие (в той или иной степени) между юридическим и объективным социальным положением людей является своего рода необходимостью и закономерностью существования и развития правового статуса. Поскольку по гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно отразить фактическое положение индивидов в правовых нормах – тем более, что такая задача перед ним в качестве основной никогда не стоит и не ставится, а общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее возможностей правовой формы и юридической техники. В то же время – и это надо особо отметить – в демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют постоянную тенденцию к внешнему совпадению, фактическому соответствию, органической логической взаимосвязи. В чисто техническом, практически-прикладном отношении правовой статус неизбежно должен несколько «опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент своего возникновения, но и на относительно длительный период после своего появления. И не только по той причине, что общественная жизнь уже завтра может «перерасти» в свои юридические формы и требуется некоторый «запас» юридического пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение – дело сложное и ненужное), но главным образом потому, что в социальной жизни существуют противоречивые, различные тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает прогрессивное развитие и движение по восходящей линии в соответствии с наиболее справедливыми, гуманными и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы и тенденции обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на фактическом положении индивидов. В этих случаях правовой статус личности, оставаясь с юридической точки зрения неизменным, может в известном смысле «подтягивать до своего уровня» социальное положение людей.

В этом смысле значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования социального правового государства, действительно должно быть велико. Тем более, что отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан процессы могут быть связаны и собственно с деятельностью государства, государственного аппарата, - которая, однако, может и должна быть в той или иной степени скорректирована, «исправлена» в том числе и правовым статусом, его требованиями – возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости – и на относительно независимую и самостоятельную судебную власть.

Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные  права, свободы и обязанности  граждан, является его относительная  стабильность, неизменность. Именно это  качество правового статуса в  сопоставлении с несравнимо более  динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда  в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя  собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода. Например, в 1992 году инфляция и общее ухудшение экономического положения России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий нетрудоспособным гражданам оказались крайне малы. Требования же части второй ст. 56 Конституции России 1978 года (в редакции 1992 г.), в соответствии с которой пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума, вынуждали государство неоднократно определять и пересматривать содержание понятия «прожиточный минимум», изыскивать необходимые средства для достижения максимально возможного соответствия размера пенсий и пособий прожиточному минимуму.

Заканчивая  данный вопрос, следует отметить, что  ответственность государства перед  гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 1) ответственность  правительства перед представительными  органами власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушение  прав и свобод граждан; 3) процедура  импичмента и др.

Сделаю краткие выводы по рассматриваемой главе. В государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Характер  взаимоотношений государства и  личности является важнейшим показателем  состояния общества в целом, целей  и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных  отношений людей с государством.

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод. Честь и достоинство  человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение.

Права и  обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения  человека в обществе имеет конституционное  право, прежде всего, Конституция, устанавливающая  основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека, основные права и свободы, конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение.

Важной  особенностью прав, свобод, законных интересов  личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права  требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу  объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И  СВОБОД ЛИЧНОСТИ

 

2.1 Понятие системы прав и  свобод личности

 

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права человека изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

Информация о работе Государство и личность