Государство и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
• дать понятие обществу, личности и государству;
• рассмотреть правовой статус личности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА. ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие общества, личности и государства 4
1.2 Государство и правовой статус личности 6
1.3 Правовой статус и фактическое положение человека 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
2.1 Понятие системы прав и свобод личности 16
2.2 Виды прав и свобод 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 29
СОКРАЩЕНИЯ 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и главным  образом – в противовес объективно возможным и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии – вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение, и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

В тоже время  многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

При этом во всех случаях все-таки следует  помнить о том, что это действительно  лишь часть прав и свобод человека, и проблема прав человека не может  быть сведена только к обеспечению  наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество  других, часто не менее важных для  людей прав и свобод, а роль и  значение тех или иных из них могут  резко возрастать в зависимости  от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод. Не менее  важно иметь в виду и то, что  этот минимум как бы универсальных  ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и  тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию.

Наиболее  оформленное и концентрированное  выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государства[3].

Впервые формальное, законодательное выражение  представления о правах человека получили в 1776 году в Конституции  американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десять поправок в Конституции США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми. Такому различению придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягало на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию – главным образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по отношению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, огражденной указанными правами.

 

2.2 Виды прав и свобод

 

Права и  свободы по их социальному назначению разделяют на четыре группы прав и  свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

Политические  права и свободы личности – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение, означает возможность свободного создания и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами[4].

Личные  права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства и другие (см. Приложение №1). Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения.

Социально-экономические  права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие (см. Приложение №2). Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.

Культурные  права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Аналогично  различению общего и специального правового  статуса различают общие и  специальные права личности. Общие  права принадлежат в равной степени  всем гражданам, вне зависимости  от социальной, профессиональной и  иной принадлежности. Таковы практически  все конституционные права – избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права – это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т. д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т. д.

Простейшей  классификацией является подразделение  всех прав и свобод на конституционные  или основные, то есть установленные  и гарантируемые Основным законом  страны, и на права свободы, предусмотренные  текущим законодательством.

Заканчивая  данную главу, подведем краткие итоги. Считаю, что государство должно было бы обеспечить соответствие прав гражданина государства правам человека, поскольку именно в последних выражены высшая истина и справедливость, продиктованные самой природой и даже божественным замыслом.

Самой разработанной  и распространенной является классификация  прав и свобод в соответствии с  предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых  возникают и реализуются права  и свободы. Другими словами, это  подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому  основанию выделяют четыре большие  группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточна условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

В современном  мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами. Практический опыт показывает, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно согласится также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущества политических и личных прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав курсовую работу на тему «Государство и личность», подведем итоги проведенного исследования.

Понятие личности относятся к числу «вечных  тем», которыми занимались мыслители  различных эпох: от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь с проблемой  экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды  находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные  условия обитания, так и в системе  ценностей гражданского общества человек  – высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти.

В РФ на сегодняшний день нет глубокого  осмысления концепции обеспечения  прав человека и гражданина, системы  правозащитной деятельности. В любом  случае на соблюдении прав человека отрицательно сказывается отсутствие теоретической  разработки, подобной механизму осуществления  прав и свобод личности.

Характер  взаимоотношений государства и  личности является важнейшим показателем  состояния общества в целом, целей  и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных  отношений людей с государством.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его  юрисдикцию, то есть становится адресатом  исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит  свое выражение в институте гражданства  или подданства. Суть гражданства  и подданства, несмотря на некоторые  различия между ними, едина. Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью  и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Любая юридическая  норма объективно не тождественна фактической  социальной возможности, ею представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода».

Также в  заключении хочется сказать о  международном сотрудничестве в области прав человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и сейчас.

Все сказанное  выше не означает, того что права  личности непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительно  права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного  общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование  положения человека в обществе может  иметь большое значение и играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой – его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

В то же время в современном мире резко  возросла взаимосвязь и взаимозависимость  суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации М.: Издательство «Омега-Л», 2009 – 39с.
  2. Бархатова Е.Ю.Комментарии к Конституции Российской Федерации –  
    М.:Проспект, 2010 – 256 с.
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб.пособ. изд.  Группа ИНФРА. М-НОРМА.  – М. 2008 – 320 с. 
  4. Малько А.В. Теория государства и права – М.: КНОРУС, 2009. – 400с.
  5. Права личности в системе современного правопонимания. Учебное пособие, РГЭА, Ростов-на-Дону, 2008 г., - 88 с.
  6. Александров А. Лицо правового государства.  //Диалог. 2009. NN 1, 2.
  7. Бархатова Е.Ю.Комментарии к Конституции Российской Федерации – М.:Проспект, 2010
  8. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства М.: Городец, 2010. – 752 с.
  9. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011. – 155 с.
  10. Матузов Н.И., Малько  А.В.Теория государства и права М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. – 528 с.
  11. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие М.: КноРус, 2012. – 240 с.
  12. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие М.: КноРус, 2009. – 239 с.
  13. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А. Теория государства и права. Учебник Гриф МО РФ М.: КноРус, 2010. – 400 с.

Информация о работе Государство и личность