Государство и национальная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.
Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Функции государства 6
1.1 Понятие, значение и объективный характер функций государства 6
1.2 Общесоциальное, классовое и национальное в функциях
Государства 9
Глава 2. Государство и национальная структура 17
2.1 Форма государственного устройства 17
2.2 Государство и национальное строение общества в России 20
2.3Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-
государственного устройства Российской Федерации 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение                                                                                                                   3

 

Глава 1 Функции государства                                                                               6

          1.1 Понятие, значение и объективный характер функций государства 6

1.2 Общесоциальное, классовое и национальное в функциях

       Государства                                                                                            9

Глава 2. Государство и национальная структура                                              17

           2.1 Форма государственного устройства                                                17

 2.2 Государство и национальное строение общества в России             20

2.3Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-

       государственного устройства Российской Федерации                     23

 

Заключение                                                                                                             28

Список литературы                                                                                                30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

 Следовательно, большинство народов  проживает в многонациональных  государствах. И значит, сколько  бы ни была дорога нам историческая  память о своих национальных  корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.

Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.

Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей.

Национальная структура общества, как и более узкие вопросы национальных отношений, национальной политики государства и другие, представляют собой огромный интерес.

Государство как форма организации общества не может не учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и его развитие. Как отмечается в правовой литературе, «национальный аспект - постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах».1

Это очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

 Национальное содержание государства  близко к общесоциальному, но  не сливается с ним. Весьма  часто государственная деятельность  должна обеспечивать именно национальные  интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

 Отношения с диаспорой, которая  формируется из соотечественников  за рубежом – еще одна важная  функция государства. Как правило, эти отношения должны строиться на началах поддержки диаспоры, защиты прав и свобод соотечественников. Однако история знает и функции борьбы с диаспорой, когда она формировалась после гражданской войны (эмиграция), ставила целью реставрации прежних порядков.

 Национальная характеристика  государства охватывает не только  их содержание, направленность, но  и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах, с помощью  каких способов эти функции  осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.

 Анализ национального содержания  структуры государства демонстрирует  и социальную ценность государства, эффективность существования этноса  в государственно организованной  форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу.

Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

Цель курсовой работы рассмотреть государство и национальную структуру общества.

В ходе рассмотрения материала были поставлены и рассмотрены следующие задачи:

- функции государства их значение, характер, национальная принадлежность по отношению к государству;                                                                             

- государство и национальное структура общества на примере России, а также теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-  государственного устройства Российской Федерации.

Для написания  работы я использовала учебную литературу по курсу «Теория государства и права».  В целом, мне хотелось бы отметить, таких  авторов учебников  как: Марченко М.Н. Корельского В.М. Перевалова В.Д. Хропанюка В. Н.  Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Функции государства

 

1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

 

Любое государство с разной степенью активности, оно постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.

Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства  не любое, а именно основное, главное  направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях  предметно выражается самое глубинное  и устойчивое в государстве  - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои  функции, государство тем самым  решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства  - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются  функции в определенных (преимущественно  правовых) формах и особыми, характерными  для государственной власти методами.2

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

 Значит, сначала  должны быть осознаны объективные  общественные потребности, а уж  затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами.

Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне -главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

 

 

 

1.2 Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства

 

Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, т.е.  того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.

 Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования  деятельной стороны государства  использует понятие функции государства  – характеристики именно того, что и как государство «делает».

На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы).

Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

 Действительно, функциональный  подход позволяет более глубоко  изучать длительный исторический  процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

 Понятие государственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное – различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такою сложного социального института, как государство. 3

Информация о работе Государство и национальная структура