Государство и национальная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.
Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Функции государства 6
1.1 Понятие, значение и объективный характер функций государства 6
1.2 Общесоциальное, классовое и национальное в функциях
Государства 9
Глава 2. Государство и национальная структура 17
2.1 Форма государственного устройства 17
2.2 Государство и национальное строение общества в России 20
2.3Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-
государственного устройства Российской Федерации 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Вторая позиция - сохранить устоявшееся. Ее сторонники находятся в рамках традиционной концепции унитарного государства, но если раньше, хотя и формально, в Конституции СССР было защищено право на самостоятельность, то теперь Конституция Российской Федерации позитивно не предусмотрела право на выход из состава Федерации.

Третья позиция - ныне наиболее целесообразная и приемлемая, с нашей точки зрения, - это разумный реформизм. Сегодня во всех документах всех партий и движений видно желание улучшить межнациональные отношения, сделать их справедливыми, но при этом не меняя сути национально-государственного устройства России, оставляя ту же иерархию: республики, автономные образования и т. д.

Пока же Конституция Российской Федерации в ст. 5 закрепляет основные начала федеративного устройства России. Среди них: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов России; равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

По мнению М. В. Баглая, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, ст. 5 Конституции РФ носит компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране, и это объясняет ее противоречивость и неопределенность. Так, М. В. Баглай отмечает, что республики характеризуются через скобки как государство, что может быть понято как признание в определенной мере их суверенитета и международно-правовой правосубъектности.11  Но это мнение противоречит ст. 4 Конституции, устанавливающей, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

В Российской Федерации уживаются две тенденции — как симметрии, так и асимметрии субъектов. Асимметричность проявляется в неоднозначности субъектов Федерации и в их различном правовом статусе (республики, края, области, города федерального значения, автономии), а также в асимметрии, так сказать, внутренней — внутри субъектов одного и того же вида. Однако, как нам представляется, проблема равноправия субъектов Российской Федерации будет нарастать. Ибо равноправие субъектов Федерации проявляется в следующих признаках:

- равенство их прав и обязанностей;

- возможность всех субъектов  Федерации принимать законы, иметь  свою правовую систему (ч. 1 и 4 ст. 76 Конституции РФ);

- самостоятельное определение  системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции РФ);

- равное представительство субъектов  в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 98);

- равное право законодательной  инициативы в Государственной  Думе законодательных (представительных) органов субъектов Российской  Федерации.

Вместе с тем равноправие их не означает тождества. Равные не значит одинаковые. Естественно, что в правовом статусе субъектов Федераций должны быть и отличия. При определении структуры современной Федерации необходимо учитывать экономические, исторические, этнические, лингвистические, географические и иные данные.

Поэтому для жизнеспособности Федерации необходим системный комплексный национально-территориальный подход.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, национальная структура изначально лежит в основе общественных отношений государства, что предопределяет актуальность и важность ее рассмотрения в изучении предмета теории государства и права.

Большое значение всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного общества и национальное содержание функций.

 Это также очень важная  характеристика государства. Она  связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Государство как форма организации общества обязана учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и его развитие.

При устройстве государства с многонациональным населением должны учитываться особенности каждой нации: ее традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.

Важной формой устройства государств с многонациональным населением является национально-государственная федерация.

Существование такого специфического политико-правового явления, как «право наций на самоопределение», которое реализуется, в частности, добровольным вступлением в федерацию.

Однако реализация права наций на самоопределение не должна вести к нарушению целостности государства.

Установление оптимальных форм государственной организации многонационального общества - это проблема не только современной России.

Даже стабильная политическая система, развитые формы демократии, высокий уровень благосостояния населения не спасают полиэтнические государства от межнациональных конфликтов.

Важнейшее направление обновления Российской Федерации - это совершенствование национально-государственного устройства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. -М., 2008

2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и  др. Теория государства и права. - М., 2010

3. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства  и права. Под ред. Марченко М.Н. -М., 2008

4. Борисов Г.А. Теория государства и права. -М., 2007

5. Бошно С.В. Теория государства и права. -М., 2008

6. Григорьева И.В. Теория государства и права. -М.; 2009

7. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - М., 2010

8. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория  государства и права.-М., 2007

9. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2009

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория  государства и права. -М., 2008

11. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория  государства и права.-М., 2009

12. Мелехин А.В. Теория государства и права. -М.; 2009

13. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2009

 14.Мусаева Н. М. Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-государственного устройства Российской Федерации// Право:Теория и Практика.-2008.-№7

14. Теория государства и права. Под ред. Бабаева В.К. - М., 2009

15. Теория государства и права. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. -М., 2009

16. Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А.С. -М., 2010

 17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М., 2008, 384с.

18. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. -М.; 2008

19. Четвернин В.А. Введение в  курс общей теории права и  государства. Учебное пособие. - М., 2009.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., 2009.-С.-640.

2  Абдулаев М.И. Теория государства и права. -М., 2008.-С.-100.

3 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права.- М., 2010.-С.-96.

4 Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. Под ред. Марченко М.Н. -М., 2008.-С.-75.

5 Борисов Г.А. Теория государства и права. - М., 2007.-С.-56.

6 Бошно С.В. Теория государства и права. - М., 2008.-С.-75.

7 Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы.- М., 2007.-С.-106.

8 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права.- М., 2010.-С.-98.

9 Григорьева И.В. Теория государства и права. - М.; 2009.-С.-87.

10 Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X-XXI вв.-М.,2002.-С-.354.

11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.- С. -114.

 

 


Информация о работе Государство и национальная структура