Государство и право в странах Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:07, реферат

Описание работы

История формирования государств в древнем Китае и средневековой Японии, их сословно-классовая структура, судебная система и центральные органы управления.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.82 Кб (Скачать файл)

Стойкая многоукладность, незавершенность  процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых  и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и  социального развития различных  районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Как указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории  государства в средневековом  Китае необходимо учитывать периодические  смены царствующих династий и  становления крупных империй. Государство  непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время  народных восстаний, которые приводили  к тем или иным изменениям в  социально-классовой структуре, а  также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II—III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265—420 гг.).

Этому способствовали реформы  основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне — податными держателями государственных наделов. Они подразделялись на податных первого разряда — мужчин и женщин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му' земли для мужчин и ЗО му для женщин) и "податные наделы" (соответственно 50 му и ЗО му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю; и податных второго разряда — всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в  зависимости от ранга получали земельные  участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 'до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

' 1 му — 1/16 га земли.

384

Раздел IV. Государство и  право в странах Востока

Новый вариант надельной  системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае  при династии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением — под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы  эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению  фактического прикрепления крестьян к  земле через сельскую общину с  ее круговой порукой, коллективной налоговой  ответственностью перед государственной  казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них.

Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельности в городах, определенной стабилизации политической обстановки.

Неизбежным  проявлением роста  крупного землевладения  стала в Танской империи тенденция планового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи  с новым "злом скопления  земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением  резервов казенных земель, предназначенных  для раздачи сельскому  населению. Чтобы  как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в  Китае была введена  новая система "двухразового налога", при которой  все дворы в  строгой зависимости  от своего имущественного положения были поделены на категории и

385

Глава 27. Средневековое государство  Китая

должны  были платить налог  соответственно размерам своего землевладения, при этом не учитывались  ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом  лиц. Одновременно были сняты запреты  с продажи, отменены переделы земли, что  создавало новые  возможности для  роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки  чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял  широкий слой самостоятельных  мелких производителей, отдававших свой прибавочный  продукт в виде налога государству.

Массовое  обезземеливание  мелких землевладельцев  вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых  гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных  крестьянских хозяйств, традиционная система  их эксплуатации.

Определенное  равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с утверждением, после  периода смут и  мощных крестьянских восстаний конца IX — начала Х в., династии Сун (X—XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Ван Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой системы на основе введения земельного кадастра. Предусматривались меры по улучшению условий крестьянского земледелия, строительству ирригационных сооружений и пр.

Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности императорской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты.

В конце XIII в. Китай был покорен  монголами. В 1279 году установилось правление' монгольской династии Юань. Монгольское  завоевание привело  к тяжелым последствиям для экономики  и культуры Китая, но не подорвало основ  традиционной системы  хозяйства. Монголы  поставили себе на службу китайскую  бюрократическую  организацию, приспособленную  для выкачивания  налогов с податного  крестьянства. Интересно  отметить, что именно в это время  резко возросла в  Китае численность  рабов, оброчных невольников.

Под напором  национально-освободительной  борьбы и мощного  крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368—1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись  манчжуры, которые установили там маччжурскую династию, правившую вплоть до революции

Раздел IV. Государство и  право в странах  Востока

1911—1913 гг. До революции  просуществовало  в Китае и рабство,  ликвидированное  в это время  законодательным  путем.

Сословие-классовая структура. Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различии отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире.

В китайских  кодексах и официальных  документах правовое положение личности определялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом  Китае выступали  более зримо, чем  классовые. Они свято  охранялись законом  и традицией, которые  закрепляли объем  прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр.

Несмотря  на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей.

Первая  сословно-классовая  группа включала в  себя привилегированных, "благородных" лиц — светскую и духовную знать, военное и гражданское  чиновничество. Они  были освобождены  от трудовых повинностей  и телесных наказаний, а некоторые и  от налогов. Представители  этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали  и значительную часть  сумм, поступающих  в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368—1644 гг.) общее число "родственников" императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился  непривилегированный  слой богатых купцов, ростовщиков, крупных  землевладельцев-богачей, которые пополняли  ряды господствующего  класса. Сословные  перегородки, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены, так как в Китае  еще в начале новой  эры утвердилась  официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый  простой способ приобретения богачами права на переход в категорию  неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения  наказания за совершенное  преступление путем  зачета ранга и  пр.

В средневековом  Китае старая родовая  аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой  служилой аристократии — чиновничеству. Образованная сословная  группа — шеньши

Глаза 27 СреДН-^^^-Р——^^^^^^^^^ ^ети.

;:і^=5Н^=й

местными  правителями на ^ людей", чиновничьих  разрядов, в основу ^ раз-

-SsSssSsess

К^Ї,^^^^^^^^

Йны. "'^-"„Ї^р"::»»^" « c^W ™•"в""- " китае

земле.

і Дань - 103,5 литра зерна.

388 Раздел IV Государство и  право в странах  Востока

Неполноправная  сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости  от "сильных домов". Они использовались в качестве вооруженной  силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных  земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные  тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права  обращаться в суд  с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.

Государственный строй. В средневековом  Китае получили дальнейшее развитие черты восточной  деспотии, которые  ярко проявились еще  в древнем Китае.

Традиционные  основы системы высших и местных органов  управления укреплялись  и совершенствовались в это время  главным образом  за счет определенного  разделения функций  отдельных органов  управления: общеадминистративных, надзорно-кон-трольных, судебных и военно-командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

В зависимости  от усиления централизации  или под воздействием децентрализаторских тенденций изменялось и соотношение полномочий центральных и местных органов власти, как это имело место, например, в VIII в. в танском Китае, когда военные губернаторы фактически превратились в бесконтрольных местных правителей.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае  заложили императоры династии Тан (618—907 гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства.

Информация о работе Государство и право в странах Востока