Государство. Институты гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения
личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и
государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы
личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять
собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда
достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более
низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной
властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых
направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь
государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно
использовать по–разному, в различных целях.

Содержание работы

Происхождение и смысл термина «Государство»
Институты гражданского общества
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

                                  

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Происхождение и смысл термина «Государство»
  2. Институты гражданского общества
  3. Выводы
  4. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 
 
  Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения 
личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и 
государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы 
личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять 
собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда 
достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более 
низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной 
властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых 
направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь 
государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно 
использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и 
некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но 
может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно 
выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги» общества.  
 
То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в 
жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — 
упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, 
безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, 
произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ  ТЕРМИНА   “ГОСУДАРСТВО”.

 

Государство - одно из самых  совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая  часть известной на истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

С первых и до последних  дней своей жизни человек в  большей или меньшей степени  зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день.

На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших  формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм общежития людей. Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств-полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства-вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества. Политическая мысль средневековья развивалась в русле теологического мировоззрения, т.е. оценка властных отношений давались в категориях религиозной доктрины. В новое время появилась договорная теория происхождения государства, которая в немалой степени способствовала формированию современных демократических государств и до сих пор оказывает глубокое воздействие на политические представления их граждан.

В соответствии с этой теорией  государство возникло в результате сознательного и добровольного  соглашения людей, которые прежде пребывали  в естественном, догосударственном  состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты. Таким образом, первоначально государство отождествлялось с сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих власть государства и обязательных для него.

Государство в его современных  формах сложилось в ходе длительного  исторического развития.    Предшественниками государственных  институтов были догосударственные  формы социальной саморегуляции, самоорганизации  человеческих сообществ. Долгое время  вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.

Возникло государство  не сразу: постепенно от общества обособились  институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.

Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений.

Термин “государство”  впервые появляется в Новое время  в Европе. Сначала он укореняется  в Испании и во Франции, позднее -  в Германии. С самого начала его содержание определяется развитием современного государства. Исходное латинское слово “status” (“состояние”, в средние века также “сословие”) постепенно приобретает новое значение. Им обозначали приверженцев обладателя власти, затем обладание властью, и наконец, власть как общественную функцию. Начиная с ХV11 в. понятие “государство” также обозначает государственное учреждение. Но помимо этого в смысл данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения в связи с чем исчезают более древние слова “res publika”, “imperium”.

Таким образом,  история  термина “государство” показывает, что его следует рассматривать  как конкретное, привязанное к  исторической эпохе понятие и  относить исключительно к современному государству. В настоящее время  термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин “государство” зачастую употребляется как синоним понятий “страна”, “отчизна”, “общество”.

Как универсальную форму  организации общества государство  составляют следующие элементы: территория, население, власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население - как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. В большинстве западных государств, особенно в англоязычных странах, понятия “народ” и “нация” употребляются как тождественные. Понятие “нация” ( от лат.”natio” - племя, народ) связывается с государством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

Влияние государства  на население носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не означает, что население государства едино во всех отношениях. Народ - это далеко не однородное по своему составу сообщество. В его рамках сосуществуют различные сословные, классовые, этнические и другие общности, обладающие специфическими социально-экономическими и духовными интересами. Но именно народ как составной элемент государства выступает в качестве интегрирующей общности по отношению к входящим в него социальным группам.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства. Власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных  институтов. Систему таких  институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Основными элементами этой структуры являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации - государственные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полномочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к институтам власти. Государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

  В мировой науке сегодня получил признание поход к гражданскому

обществу как  к комплексу общественных отношений, независимому от

государства, но взаимодействующему с ним. Под компонентами гражданского общества в цивилизованных странах мира понимают: собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных культов, воспитание, образование, науку, культуру, семью и средства массовой информации. Иначе говоря, гражданское общество включает в себя, во-первых, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (сюда  относятся семья, кооперации, общественные организации, хозяйственные корпорации,  ассоциации,  общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, концессионные и др.объединения); во-вторых, совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; в-третьих, производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; в-четвертых, сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Одна из главных  черт гражданского общества - центральная  роль в нем

индивида. Не государство, не политическая партия или другая общественная

организация, а  именно свободный гражданин является стержнем общества и

государства. Индивид  с присущей ему определенной обусловленной системой потребностей, интересов и ценностей, человек как личность (а не как безликий народ или, что еще хуже, человеческий фактор) - при наличии

возможностей  реализации этой системы превращается в главного участника

общественного развития, члена гражданского общества. Саморегулирование   гражданского   общества   означает   также самоуправление, которое может быть территориальным, национальным, производственно-экономическим.

 

При территориальном местном самоуправлении центральные структуры

выполняют лишь координационные функции, большинство вопросов решаются на местах, где должны определяться также "структура и механизм власти, а также формы участия населения ее осуществлении". Этот вид самоуправления является основанием всей системы организации общества.

 

Производственно- экономическое самоуправление регулирует социальные

отношения в  материальной сфере. Самоуправление на этом уровне может

Информация о работе Государство. Институты гражданского общества