Государство как инструмент власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в том чтобы, раскрывая феномен политической власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие власти является одним  из актуальных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для  воспроизводства человеческого  рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов  России. С развитием оседлости  постепенно утверждалась племенная  власть Формирование власти территориальной  обусловлено необходимостью организации  общественного производства, которое  немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений  между людьми. С появлением классов  и государства кровные родовые  связи были разрушены, моральный  авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая  отделилась от общества и встала над  ним.

В контрольной работе автор  попытался дать некоторые характеристики присущие власти как механизму опосредованного  влияния на процессы, происходящие в обществе которые как раз  и благодаря их отношению к  власти становятся политическими.

Цель данной работы в том чтобы, раскрывая феномен политической власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.

Отсюда вытекают следующие  задачи работы:- выявить некоторые проявления власти в обществе, показать власть как регулятор общественных отношений, проистекающий из характера данного общества; То есть рассмотреть власть как общественное явление

- показать, как действует  власть в рамках государственного  механизма и раскрыть структуру  власти в рамках этого механизма.  Рассмотреть роль государства  в системе властной регуляции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

    1. Власть как общественное явление

Понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты - о власти хозяйственной, юристы - о государственной власти, политологи-о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы - о власти от Бога и т. д. и т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы  реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают  властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения  между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания  его целостности и единства.

Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Ряд социологов и политологов заговорят о ее таинственности, о том, что в своей политической форме «власть ставит наиболее грозную загадку», само понятие власти смутно и неопределенно и т. п.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость  в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в  необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это  своеобразная плата за жизнь в  обществе, ибо жить в обществе и  быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений  власти человеческая цивилизация невозможна.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение  власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать  определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, с ее средствами - управлением, например, с ее методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть - элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность

Я же подробнее остановлюсь  только на официальной структуре  политической власти, каковой является институциональная система органов  современного государства.

 

2. Государство как инструмент  власти.

 

Центральное место в институциональной  подсистеме занимает государство - целая система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство по природе своей является организацией всего общества, так или иначе, отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от вероисповедания, политических позиций, социального положения.

Государство как средоточие власти, является необходимой предпосылкой существования любой формы политического  устройства. Под «государством» понимается централизованный институт, который  несет ответственность за целостность  территории контролирует вооруженные  силы, способен изыскивать достаточно финансовые средств для содержания военных и гражданских должностных  лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего персонала, правом принимать  властные решения. В подобной трактовке  государство как институт следует  оценивать в соответствии с его  реальным положением -- в качестве субъекта в системе государств и в самом  обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических, социальных и политических процессов и в свою очередь влияющего на последние. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.   Государство, которое уверено в способности править своей территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения, финансировать свою деятельность, а также имеющее определенную свободу маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность выполнять эти задачи постоянно оспаривается какими - либо группами изнутри или извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства могут прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут существовать и авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма политического правления постоянно находится под угрозой. Государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие методы воздействия. В тоже время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений. Структура власти или распределение власти фактически является разделением права на ее использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Власть в государстве  имеет институализированный характер. Это означает, что не следует смешивать  лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей  политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциолизированная власть государства  от этого не исчезает, за исключением  случаев, когда эти изменения  сопровождаются уничтожением государства  вследствие других причин, таких как  гражданская война или подчинение другим государством.

Политическая элита может  принудительно навязать власть, используя  для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических  норм сказывается в той мере, в  какой их нарушение позволяет  государственным органам применять  санкции. Власть осуществляется посредством  этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это  никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство  населения конкретного государства  соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором  поведения населения данного  государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Если к власти проявляется  неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить  санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается  применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку  она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза свержения  элиты. Власть как социальный институт. Государство - самый древний и непреходящий институт. Партии, лоббисты, ассоциации появились на свет за последние 150-200 лет. Государству-более десяти тысяч лет. Существование государства поддерживается следующими факторами. Во-первых, необходимостью территориальной целостности общества, наличия гарантий от какой-либо внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как целое при большом неравенстве между людьми. Такое возможно при наличии общего авторитета, силы, которой подчиняются все. В-третьих, существование в обществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов, порождает и адекватные структуры, которые берут на себя их решение. По силе, эффективности государства можно судить об организованности общества. Сам факт существования государства означает, что общество поднялось до признания верховной власти для себя, единого порядка для всех. Государство достаточно сильно, незыблемо, если граждан объединяет осознанный общий интерес, неприятие ими того, что разрушает основы политического порядка. Главный критерий развитости нации - устойчивость ее государственной оформленности. В свою очередь, нет развития политической власти, государственности без национального самосознания, социальной и этнической идентичности.

В наши дни надзаконная  неограниченная власть уже не считается  признаком суверенитета демократического государства. Суверенитет усматривается  в сильной власти, действующей  исключительно в рамках закона, его  современное понимание не противостоит политическому плюрализму, не ставит пределы практике множественности  политических воль властей. Принцип  суверенитета не исключает права  на самоопределение. Однако с ним  несовместимо право на отделение. Право  на использование насилия определяется законом и является прерогативой государства. После второй мировой  войны принцип суверенитета сыграл положительную роль в утверждении  принципа нерушимости границ, разрешения спорных территориальных вопросов между государствами путем переговоров.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

- унитарные государства;

- федерации;

- конфедерации.

Хотя конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, которые  объединились на время для решения  какой-нибудь общей проблемы.

Унитарное государство- это  единое цельное государственное  образование, состоящее административно- территориальных единиц, которые  подчиняются центральным органам  власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

У унитарного государства  существует ряд признаков, которые  его характеризуют с различных  аспектов.

На территории унитарного государства действует одна Конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции  высшим и единым законодательным  органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в  этой стране принадлежит Кассационному  суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.

Кроме того, составные части  унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они  не имеют своих самостоятельных  воинских формирований, законодательных  органов и других атрибутов государственности. Однако местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных  органов власти от центральных унитарное  государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов  власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы, (например Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные  органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные  системы (Япония), где глав администраций  частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут  организовываться национальные и законодательные  автономии. Это связано с проживанием  на территории данного государства  небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы  решает центральный орган, который  официально представляет страну на международной  арене.

Информация о работе Государство как инструмент власти