Государство как инструмент власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в том чтобы, раскрывая феномен политической власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической  системы, а также наличие единого  государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном  государстве зачастую едина и  культура, то есть культурные и общественные ценности.

Что касается Федерации то это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных  образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими  процессами и, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная,  исполнительная и судебная власть  принадлежит федеральным органам  государственной власти.

2. Конституция разграничивает  полномочия субъектов и самой  федерации.

3.Территория федерации  состоит из:

а) Субъектов, которые по-разному  называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных  единиц.

4. Субъекты федерации  могут принимать свои Конституции,  законы, постановления и другие  нормативно-правовые акты. Они имеют  свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на  территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное  гражданство, то есть субъект  федерации наделяет проживающего  на его территории гражданина  своим гражданством, а гражданство  федерации этот человек уже  имеет. Поэтому получается у  гражданина два гражданства: гражданство  субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов  федерации выделяются представители,  которые являются членами представительной  власти; эти представители в своей  совокупности образуют законодательный  орган федерации, а точнее одну  его часть (палату). Вторая часть  (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную  деятельность осуществляют федеральные  органы, Они выступают на международной  арене от имени федерации. 

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как  внутренние и внешние отношения  данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое  разграничение компетенции между  субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в  Конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны  только высшим федеральным органам  власти. А все другие, не оговоренные  в Конституции вопросы, регулируются исключительно субъектом. Но в Конституции  иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и  федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства  в международных отношениях.

Законодательство в территориальных  федерациях не предусматривает, а в  некоторых странах и запрещает  выход из состава федерации без  согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной  федерации едины. Управление ими  осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще  и главнокомандующим. У субъектов  федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).

Национальные федерации  наиболее сложные образования. Им присуще  все признаки федерации, но кроме  них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно  выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации  являются национальные государства  и национально-государственные образования,  которые отличаются друг от  друга национальным составом  населения, культурой, бытом, традициями  и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация  строится на принципе добровольного  объединения составляющих ее  субъектов.

3) Высшие государственные  органы национальной федерации  формируются из представителей  субъектов федерации, то есть  центральная власть создается  для решения проблем каждой  нации и народности, проживающей  на территории федерации.

4) Национальная федерация  обеспечивает государственный суверенитет  больших и малых наций, другими  словами их свобода и самостоятельное  развитие.

5) В национальной федерации  особенностью является правовое  положение ее субъектов. В такого  рода федерации есть понятие  - «Право наций на самоопределение». То есть право национального  субъекта по своему усмотрению  выйти из состава федерации,  если он более не желает  находиться в союзе с другими  субъектами федерации. Причем  согласие субъектов федерации  на это, как правило, не требуется.

Каковы отличия территориальной  и национальной федерации?:

Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации. Национальное государство  ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации  субъекты не могут устанавливать  дипломатических отношений с  другими государствами, то субъект  национальной федерации запросто это  может устроить.

Конфедерация-это временный  юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства- члены конфедерации сохраняют  свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Наряду с различными принципами государственного устройства, существует деление самой власти в соответствии со способами её легитимизации, также  важным звеном в структуре государственной  власти является принцип разделения властей, а также ресурсы власти, управляя которыми государство проводит в жизнь свою политику, этих важных сторон жизни власти в государстве я хочу коснуться в следующем параграфе.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Так же я хотела подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт.

Еще раз следует подчеркнуть, что  любое совместное действие обязательно  предполагает определенное соотношение  между властью, авторитетом, с одной  стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения «вездесущность» власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

Отчетливо осознавая, что люди страдают либо от чрезмерного давления власти, либо от безвластия, ни одно из направлений  в современной наука не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных теорий, выраженных, например, в формуле «одна нация - одно государство», ни утопических концепций устранения властных отношений, создания общества без государства. Речь идет в них лишь об изменениях форм властвования, господства и подчинения, участия во власти и способах реализации гражданских прав.

Итак, на этом я хочу закончить мою  контрольную работу и, обобщая все что, было сказано выше делаю вывод: политическая власть, которая как видно из предыдущего текста, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть-первооснова политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Авакян. С. А. Практика Российской государственности. Вестник МГУ, Сер. 18 1997 №1

2. Белов. Г. А. Институциональная система политической власти. Кентавр №4 2005

3. Бергер. П., Лукман. Т. Социальное Конструирование Реальности. М., 1995.

4. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 2003

Вебер. М. Политика как призвание  и профессия. Вебер. М. Избр., произв., под ред., Ю. Н. Давыдова М., 2002

       5. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 2002

       6. Дегтярёв А. А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3

      7. Здравомыслов. А. Г Социология конфликта. М., Аспект пресс 1996.

      8. Иванов. В. Н. Российский федерализм: что дальше? Социально-политический журнал №6 2003

      9. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

     10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23.

     11. Мельников. Ю. Легитимность власти. Власть 1996 №4 (С 37)

     12. Миронов. В. А. Российское государственное строительство в постсоюзный период (1991-1994 гг.) Кентавр №4 1994.

     13. Осипов. Г. В. и д.р. Перестройка и радикальные реформы: десять лет спустя. Социально-политический журнал 1996 №1

    14. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997

  15. Ирхин Ю.В. "Политология", издат-во "Экзамен", Москва 2006г

  16. Зеркин Д.П. "Основы политологии" // Изд. "Феникс", Р. - н-Д., 1996

    17. Мухаев Р.Т. "Основы  политологии" // Изд. "Новая Школа", Москва, 1996

  18. МГУ им. М.В. Ломоносова "Основы политологии. Краткий словарь" // Изд. Общества "Знание", Москва, 1993


Информация о работе Государство как инструмент власти