Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Во многих об¬щественных науках и особенно в теории государства и права, рассматривается проблема формы государства ,то есть проблема
формирования и функционирования особой формы об¬щественной жизни человека -государства. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие формы государства и ее структура.
3.Форма правления, её виды и их различия.
4.Форма государственного устройства, виды и их различия.
5. Государственный режим.
7.Заключение.
8.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН  РАБОТЫ

 

1.Введение.

2.Понятие формы  государства и ее структура.

3.Форма правления,  её виды и их различия.

4.Форма государственного  устройства, виды и их различия.

5. Государственный режим.

7.Заключение.

8.Список использованной  литературы.

 

Введение

 

Во многих общественных науках и особенно в теории государства и права, рассматривается проблема формы государства ,то есть проблема

формирования  и функционирования особой формы  общественной жизни человека -государства. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство  с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы - это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

 

Подход к  этой проблеме был разным на всех этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неправильно не принимать во внимание все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука.

Целью данной работы является изучение понятия «форма государства», а также выявление ее  основных элементов на основании сложившихся  точек зрения в современной научной  литературе.

 

Понятие формы государства и  ее структура

Этот вопрос о форме государства исследуется  юридическими и политическими науками  с давних пор. Еще Аристотель на основе анализа греческих городов-государств сделал вывод о том, то существуют различные формы правления: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития и демократия.  
История государства и права свидетельствует, что на его форму оказывают влияние различные факторы: соотношение политических сил, исторические условия (международные, внутренние), национальные традиции, политическое и правовое сознание общества, его культура, территория, национальный состав и т.д.  
Все эти причины, так или иначе, делают каждое государство уникальным по форме, особенно в том, что касается его деталей.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций.

Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Рассмотреть форму  государства - это значит изучить  его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и государственно-политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

 

Форма правления и их различия

 

Итак, рассмотрим первую часть основных элементов формы государства - форму правления.

Форма правления  есть организация государства, определяемая системой и структурой высших органов  власти государства, порядком их образования, распределением компетенции между ними, степенью участия граждан в их формировании .

Формы правления  различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.), осуществляется на бессрочной основе. В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще  в Древнем Мире,

(Др.Израиль,  Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим  и.т.д.) в период

рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение  эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления как ограниченную так и абсолютную.

Итак, монархии делятся на два основных вида: дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Исполнительная власть находится полностью в руках монарха, законодательная –у парламента. Последний, однако, полностью подчиняется монарху.

Парламентская монархия отличается тем ,что монарх фактически ограничена во всех сферах государственного управления. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.

Республика - это  форма правления при которой  высшие органы власти

коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление  государственной власти. Для  республики  обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом, срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, парламента).

Исторически республика как форма правления сложилась  еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В вязи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские  и

президентские.

Парламентская республика.

Отличительными чертами  этой формы правления являются: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом.  Парламентские республики в данное время существуют в Австрии, Италии, Швейцарии.

Президентская республика.

При президентской республике большинство прав и полномочий

предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д. В компетенции высшего представительного органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции. Президентские  республики в данное время существуют в США, Франции и др.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Благодаря

этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству.

В целом, форма правления  является весьма важным элементом формы  государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.

Форма государственного устройства, виды и  их различия

Следующим элементом формы  государства является форма государственного

устройства. Под формой государственного устройства понимается структура

государственности. То есть именно в категории "форма государственного

устройства" находит выражение  территориальное деление и структура

государства, закрепление  за ним определенной территории.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

Впрочем, в последнее время  взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для

достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов  формы государственного устройства: унитарное

государство.

Унитарное государство - это  цельное государство, части (территориальные

подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются

только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение -"центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации.Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная  форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к

появлению в  области государственного строительства  многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время, как  уже отмечалось ранее, унитарное  государство также

существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего

характера, как  раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как

небольшая территория легко управляема с помощью обычных  административных методов ), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Примерами могут  служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное государство.

Это союзное  государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует  также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Информация о работе Государство в политической системе общества