Государство в политической системе. Теория возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Народы и государства существуют в историческом времени и географическом пространстве, они формируются на определённой территории в тот либо иной хронологический период, меняются ариалы распространения народов и границы государства.
Данная тема раскрывает государство – как универсальную политическую организацию, осуществляющую власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующих их взаимоотношения с помощью правовых норм.
Государство, как это доказал мировой опыт, может эффективно функционировать если его деятельность построена на принципе разделения власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Политическая система общества………………………………………….4
1.1 Понятия, структура и функции политической системы………………..4
2. Государство в политической системе общества…………………………6
2.1 Место и роль государства в политической системе……………………6
2.2 Признаки государства……………………………………………………7
2.3 Функции государства ……………………………………………………8
3. Государственная власть…………………………………………………..11
3.1 Принцип разделения власти, функции власти…………………………11
4. Теория возникновения государства……………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

гос-во в политич. системе.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный  институт искусства и культуры»

Факультет документально-информационных коммуникаций

Кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«Теория и история политических учений»

 

Государство в  политической системе.

Теория возникновения  государства

 

 

Выполнил:

Студент (ка) группы

ЗБМ / 12 – 1Б  (5 лет)

Мазеина Светлана

Викторовна

 

Проверил:

преподаватель

Железняк В.С.

 

 

 

                                                                   Пермь, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Политическая система  общества………………………………………….4

1.1 Понятия, структура и функции политической системы………………..4

2. Государство в политической  системе общества…………………………6

2.1 Место и роль государства  в политической системе……………………6

2.2 Признаки государства……………………………………………………7

2.3 Функции государства  ……………………………………………………8

3. Государственная власть…………………………………………………..11

3.1 Принцип разделения  власти, функции власти…………………………11

4. Теория возникновения государства……………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………..18

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                  Введение

Народы и государства существуют в историческом времени и географическом пространстве, они формируются на определённой территории в тот либо иной хронологический период, меняются ариалы распространения народов и границы государства.

Данная тема раскрывает государство  – как универсальную политическую организацию, осуществляющую власть в  интересах проживающих на данной территории людей и регулирующих их взаимоотношения с помощью  правовых норм.

Государство, как это доказал  мировой опыт, может эффективно функционировать  если его деятельность построена  на принципе разделения власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   1. Политическая система общества

                                  1.1 Понятие, структура и функции политических систем

 Политическая система  представляет совокупность государственных  и общественных организаций, объединений,  правовых и политических норм, принципов организаций и осуществление  политической власти в обществе. Понятие «политическая система»  является одним из основных  в политологии и позволяет  представить политическую жизнь,  политический процесс в определённой  целостности и устойчивости, акцентируя  внимание на структурной, организационно -  институционной и функциональной  сторонах  политики. 

Важнейшим фактором конструирования  и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя её сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние  общества, включая экономические  условия его существования, социальную и национальную структур, состояние  и уровень общественного сознания, культуры, международного положения  и др. Через политическую систему  выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты , что получает затем  закрепление в политике.

Политическая система  представляет собой многофункциональную  структуру, включающую в себя компоненты различного профиля: [1, 202]

- институциональный, состоявший из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.):

- функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально- политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая  и правовая культура, политическая социализация). [1, 203]

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние  на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует  выделить государство. Основным назначением  политических институтов является представительство  коренных интересов различных слоёв  общества. Стремление к организации  и реализации своих политических интересов и целей – главное  в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в  обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего  общества, от его имени принимаются  властные решения, обязательные для  общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей, своего рода целостность  и устойчивость. По отношению к  обществу государство выступает  как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная  власть служит своеобразным центром  притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. [1,204]

                                              2.  Государство в политической системе общества

2.1 Место и роль  государства в политической системе

    Государство, как  особый социальный институт, существовало  не всегда. Будучи историческим  явлением государство возникает  на этапе формирования классов. 

   Существуют различные  теории возникновения государства:  а) теологическая - государство  возникло по воле бога; б) патриархальная (автор -  английский учёный XVIII века Роберт Филмер) - государство  возникло в результате механического  соединения родов в племена,  а племен - в большие целостности,  вплоть до государственных образований;  в) теория общественного договора (Г.Гроций, Т.Гобс, Ж.Руссо) - государство  - результат договора между суверенным  властителем и подданными; г) теория  насилия  (автор польско-австрийский  социолог и правовед Л. Гумплович) -  государство явилось организацией  победителей над побеждёнными  (этих же взглядов придерживался  Е. Дюринг); д) марксиско-ленинская  теория - государство возникает в  результате деления общества  на классы как выразитель интересов  экономически господствующего класса. Естественной частью этой теории  является проблема условий отмирания  государства. [2, 198]

    В свете марксиско-ленинской  теории государство рассматривается  как противоречивое единство  двух сторон. С одной стороны,  оно является классово ориентированной  организацией политического господства. "Связующей силой цивилизованного  общества, - писал Ф.Энгельс, - служит  государство, которое во все  типичные периоды является государством  исключительно господствующего  класса и во всех случаях  остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса". В. И. Ленин также отмечал: "Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Практика цивилизованных стран мира доказала, что демократическое  устройство государства достигается  путем согласия, консенсуса интересов  различных социальных общностей  людей, а не абсолютизацией «коренных  интересов» одного класса. Государство, это орган, призванный служить всему  народу, всем социальным общностям  людей, партиям и движениям, добровольным ассоциациям и союзам. Оно призвано обеспечить порядок и стабильность, демократические основы развития общества, права и свободы граждан. 

Так что же такое государство? Это универсальная политическая организация, осуществляющая власть в  интересах проживающих на данной территории людей и регулирующая их взаимоотношения с помощью  правовых норм. [2, 198-199]

2.2 Признаки государства

а) суверенность. Это означает, что государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны  уважать этот принцип. Этот принцип обеспечивает обществу самостоятельное, независимое существование и развитие. Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими, военными взаимозависимостями, закрепляемые в договорах. Внедряемый в практику в нашей стране принцип «двойного» суверенитета является по меньшей мере анахронизмом. При «двойной» суверенности неизбежно появление противоречий между российской государственностью и республикой, возможность возврата к унитарному государству или еще большому развалу государственного -  устройства.

б) всеобщность. Включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, включая и граждан других государств. Право вступает как «техника» деятельности государства и одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального общения.

в) принудительность. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами.

При характеристике государства  отличительные признаки дополняются  и его атрибутами, к которым  относятся: 

- Территория государства, определяемая границами подтверждаемыми всеми пограничными государствами на формально-договорной основе.  

- Население государства, на которое распространяется его власть. [2, 199 - 200]

-Государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается, действенно осуществляя свою власть.

Признаки и атрибуты позволяют  не только отличить государство от других социальных организаций, но и  видеть в нём необходимую форму  существования и развития обществ  в современной цивилизации.

2.3 Функции государства

Функции составляют меру свободы  человека и общества, в них как  бы указание гражданам, в чём и  насколько они могут надеяться  на помощь государства, а что зависит  только от их собственных усилий. Функции  социального государства должны принципиально отвергать две  крайности: всеобщее иждивенчество  и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение  бедности должно составлять цель его  регулирующей деятельности. Государство  сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Обычно функции государства  разделяются на внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

- Защита страны от внешних  нападений, предотвращение возникновения  новых войн.

- Защита государственных  интересов  на международной  арене.

- Развитие сотрудничества  и партнёрства со всеми странами  мира, международными организациями. [2, 200]

- Реализация принципов  нового политического мышления  в международных отношениях.

Внутренние функции включают в себя: [2, 200]

- Государственное  регулирование экономики. В условиях перехода к рынку в нашей стране всё больше распространяется мнение, что государство не должно вмешиваться в экономику, тем более осуществлять планирование. Приводятся на этот счёт и высказывания других учёных например: " чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду" (Ф. А. Хайек). Безусловно старая практика планирования и регулирования всёго и вся при командно-административной системе была противоестественной и справедливо подвергнута критике. Однако это не означает, что государство вообще должно отказаться от функции регулирования экономики. Ни одно из современных обществ не выступает против этого направления деятельности государства. Но здесь возникают две проблемы: границы политического влияния на экономику и возможные его последствия. "...Политическая власть может причинять экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве" - отмечал Ф. Энгельс. Отсюда вывод:  государственная власть должна очень благоразумно и осторожно влиять на экономику. В основе принципиального подхода к этой проблеме в странах рыночной экономики лежат идеи Д. Кейнса, суть которых сводится к следующему: Государство регулирует экономику таким образом, чтобы обеспечить полную занятость рабочей силы путём перераспределения прибыли и чтобы покупательская способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. Для этого государство использует такие рычаги как налог, бюджет, инвенстиции, кредит.

Информация о работе Государство в политической системе. Теория возникновения государства