Государство в политической системе. Теория возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Народы и государства существуют в историческом времени и географическом пространстве, они формируются на определённой территории в тот либо иной хронологический период, меняются ариалы распространения народов и границы государства.
Данная тема раскрывает государство – как универсальную политическую организацию, осуществляющую власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующих их взаимоотношения с помощью правовых норм.
Государство, как это доказал мировой опыт, может эффективно функционировать если его деятельность построена на принципе разделения власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Политическая система общества………………………………………….4
1.1 Понятия, структура и функции политической системы………………..4
2. Государство в политической системе общества…………………………6
2.1 Место и роль государства в политической системе……………………6
2.2 Признаки государства……………………………………………………7
2.3 Функции государства ……………………………………………………8
3. Государственная власть…………………………………………………..11
3.1 Принцип разделения власти, функции власти…………………………11
4. Теория возникновения государства……………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

гос-во в политич. системе.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

- Социальную функцию. Она заключается в создании условий для нормальной жизни людей – жилищных, экологических, продовольственных, организацию образования, здравоохранения, преобразование социальных культур, регулирование семейно-брачных отношений, предоставление пособий определённым слоям населения и др.[2, 201]

- Обеспечение  правопорядка, пресечение административного  произвола. Государство призвано осуществлять не только карающие меры, но и создавать условия, препятствующие росту преступности, бюрократическому насилию. Важнейшими моментами работы здесь выступает деятельность по созданию коллективов, ассоциаций по месту жительства, всемерное развитие самоуправления, периодическое ротация кадров, в том числе и административно -  управленческого персонала.

- Культурно – воспитательная функция. С управлением коммунистической партии, которая монополизировала эту функцию в условиях командно – административной системы, со снижением экономических возможностей страны это функция  оказалась при власти демократов на задворках государства. Идет безудержная коммерциализация культуры, не спасающая ее от потери  приобретенных ранние позитивных  позиций:  продолжается снижение нравственного здоровья общества, разрушение памятников культуры, снижается уровень научных исследований, образовательной и профессиональной подготовки детей и юношества. При всех экономических трудностях государство не в праве забывать, что общество без культуры – это заготконтора.

- Защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил. Статья 127 проекта Конституции РФ провозглашает тягчайшим преступлением попытки насильственного устранения или изменения конституционного строя Российской Федерации. Но такие статьи   были и в прежних Конституциях, однако – это не предотвратило августовского (1991 г.) путча. Государство должно иметь надежную систему защиты завоеванных свободы и демократии, принимать все дозволенные законом меры для предотвращения гражданской войны.

Государство, как это доказал  мировой опыт, может эффективно функционировать, если его деятельность построена  на принципе разделения властей. [2, 202]

 

 

 

3. Государственная  власть

3.1 Принцип разделения  власти, функции власти.

 В основе распространенного  сейчас понимания разделения  властей лежит идея Монтескье  о разграничении функций законодательной,  исполнительной и судебной властей.  К ним добавляют еще и власть  главы государства.

- Глова государства  (монарх, президент, председатель и т. д.) в определенной мере совмещает некоторые аспекты законодательной, исполнительной и судебной власти. Считается, что глава государства является также и вышей властью. Известен различный порядок замещения этого поста: наследование, различного рода выборы, насильственный захват.

- Глова государства выполняет  определенные функции и обладает  соответствующими правами;

1. Представляет строну  в международных отношениях и  некоторых внутренних церемониях;

2.  Участвует в руководстве  некоторых исполнительных органов,  является главнокомандующим, имеет  право созыва внеочередных сессий  законодательных органов, в ряде  стран – право их роспуска, вручает награды, принимает верительные  грамоты послов и др.

3.Имеет право  законодательной  инициативы, промульгации (обнародование)  законов,  в ряде стран –  право «вето»;

4. Решает вопросы гражданства,  предоставление убежища, имеет  право помилования; [2, 202-203]

5.Объясняет в необходимых   случаях чрезвычайное положение,  состояние войны в случае вооруженного  нападения. 

- Законодательная власть (парламент, Верховный совет и др.) выполняет следующие функции: понятие, изменение и отмена законов, утверждение бюджета, определение налоговой политики, контроль за деятельностью исполнительной власти, формирование и упрозднение государственных органов. В каждом государстве объем и характер этих функций может быть различным.

- Исполнительная власть решает вопросы текущего функционирования государственных организаций, обеспечивает выполнение основных функций государства. Основным органом исполнительной власти является правительство, состоящее главным образом из руководителей министерств (департаментов) и аналогичных организаций.

- Судебная власть осуществляет правосудие. Специальные судебные органы определяют соответствие действий людей установленным законом нормам и предписаниям применяют принудительные меры по прекращению незаконной деятельности. К судебным органам относятся Конституционный суд, Верховный (Федеральный) суд, Высший хозяйственный суд, суды республик, краёв областей, городов, районов, федеральный следственный комитет и его органы на местах, органы прокуратуры. [2, 203-204]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теория возникновения  государства

Более полутора миллионов  лет  назад, выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный  по времени период существования  человечества.

Высшей властью в первобытном  обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились  религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание  выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный  «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.д. Постановления  народного собрания были , безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрицы. Решающее значение для избрания лидера общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объём различных  познаний, авторитет среди сородичей  и т.д.

Экзогамные отношения  между родами предполагали существование  нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными  узами.  Эти дружественные общины  объединяли свои  усилия для охоты, рыбной ловли и иных производственно-военных  мероприятий, требующего большого количества участников. Такие объединения коллективов  назывались фратриями (братство). [3, 31-32]

 Со временем, по мере  усложнения межродовых отношений,  систематического проведений совместных  акций, появляются и более крупные  объединения родов, управляемых  едиными органами власти. Возникают  племена и союзы племён.

Консолидации общества в  племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия. В  природе тоже шли свои эволюционные процессы. Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало  расформирование больших родовых  охотничьих коллективов на небольшие  семейные производственные группы, которые  отличались кочевым образом жизни, мигрируя вместе со стадами мелких животных. Это обстоятельство, с  одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой –  к объединению в составе одной  общины людей из различных родов, кочующих по соседству.

Колебание климатических  условий, усиление хищнической охоты  на животных, привело к уменьшению численности животных и создалась  угроза их исчезновения. Люди были вынуждены  расширять питательный рацион за счёт растительной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли  свободно кочевать,  не вступая в  конфликт друг с другом. Многие племена  стали заниматься преимущественно  земледелием. [3, 33]

Кроме того люди стали замечать, что в некоторых регионах гораздо  выгоднее разводить, одомашнивать животных, нежели охотиться на них. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный, изобильный источник питания (так как охота не всегда была удачной), но и давала дополнительные блага  -  молоко, шерсть и т.д.

Глобальное значение для  развития земледелия и скотоводства получила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлёкшая  эрозию почв и расширение ареалов  степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия.

Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской экономики к экономике производящей, что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества.

Занятие скотоводством и  земледелием уже не нуждались  в широкомасштабных коллективных усилиях, как прежде. Процесс  труда постепенно усложнялся, требовал больших физических нагрузок, в связи с этим основной производящей силой зарождающего специализированного производства стал мужчина. Его труд был более производительным, Впервые в обществе  появляется так называемый избыточный продукт, который, не являясь уже жизненно необходимым, может свободно отчуждаться. На смену матриархата пришёл патриархат и патриархальная семья. [3, 33-34]

Специализация общественного  необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную  отрасль производства, составив содержание второго крупного общественного разделения труда.

Занятие скотоводством, земледелием  и ремеслом требовало от индивидов  обмена результатами своего труда. Процесс  обмена  представлял целую отрасль  общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.

Индивидуализация труда  и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений  в отношениях собственности. Она  дифференцировалась на частную (созданную  личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности  накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должного выполнения управленческих функций  и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме того, все лица, наделённые властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной  добычи, на добавочный надел и т.д.). [3, 34]

Постепенно в связи  с усложнением и возрастанием объёма управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной  верхушки. Её лидеры предпочитали самолично  назначать и даже готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего ими были ближайшие  родственники, Публичная власть всё  больше отдалялась от общества. Шёл  процесс её самоизоляции. Вместе с  тем расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Она  по своему рассмотрению начинает распоряжаться  и средствами производства, находящимися в общей, коллективной собственности.

Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов и имущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетённых в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным. Активизация этой закономерности в определённой степени способствовало и изменение в содержании производственной деятельности.

Так,  увеличение  объёма производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась  за счёт набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали  или принимали в свою среду, то теперь экономически выгодно стало превращать их в рабов, в самый обездоленный, угнетённый класс и извлекать из этого пользу. [3, 34-35]

Таким образом, три крупных  общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной  собственности и классов, стали  несовместимы с первобытнообщинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публично власти, состоящей над обществом и регулирующей проходящие в нём процессы с позиций различных социальных групп.

При всём многообразии форм возникшим государствам присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения. То государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок  формирования и структуру органов  государства, их задачи и функции.

2. Государство – это  особая организация публичной  власти, которая уже не совпадает  с волей всего населения, носит  политический характер. Её специфика  в следующем:

- Если общественная власть  первобытного строя выражала  интересы всего общества и  её формировании принимало участие  всё взрослое население, то  политическая власть представляет  в первую очередь корпоративные  интересы определённой части,  социальной группы, класса; [3, 36-37]

- реализация политической  власти осуществляется особым  аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества  и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Информация о работе Государство в политической системе. Теория возникновения государства